В Нижнем Новгороде проверят законы экономики

Статьи

Люди покупают квартиры там, где эффективно работают заводы – такой логики придерживаются застройщики: фраза взята не с потолка, а из пресс-релиза. На первый взгляд, утверждение противоречивое, однако некоторая взаимосвязь прослеживается явно. В Нижегородской области, например, на прошлой неделе открылось новое строительное производство; а уж в том, что в регионе покупают квартиры, сомнений нет никаких.

Покупают, несмотря даже на то, что цена жилья в Нижнем – самая высокая по Приволжскому федеральному округу. В некоторых районах города средняя стоимость кв. м – 80 тыс. руб.; правда, эту цифру руководство региона намерено как можно скорее снизить за счет введения новой панельной серии.

О третьей столице

Но сначала – о городе. Неофициально Нижний Новгород давно называют третьей столицей России, и, вообще говоря, притязания вполне оправданны. Хотя по численности населения центр Приволжского федерального округа если и занимал третье место, то уже давно уступил его Новосибирску – это обстоятельство признают даже патриотически настроенные экскурсоводы. Согласно другой статистике (данным Госкомстата), по этому показателю Нижний сейчас находится даже не на четвертом, а на пятом месте, пропустив вперед еще и Екатеринбург. Так или иначе, на сегодняшний день в Нижнем Новгороде проживает около 1,3 млн человек, и под определение «третья столица» город вполне подходит.

Нижний Новгород совсем ненамного, но все-таки младше Москвы: он был основан в 1221 году у слияния Волги и Оки, а в 1341 году впервые стал столицей – столицей Суздальско-Нижегородского княжества. Правда, продолжалось это не так долго: уже с середины 15 века княжество присоединено к владениям Москвы.

Но вернемся поближе к нашему времени. С 19 века начинается период бурного экономического развития города: здесь появляется самая большая в России ярмарка, крупные промышленные предприятия возникают в близлежащих городах, строится железная дорога. В 1896 году в Канавино (на тот момент – село рядом с Нижним) состоялась Всероссийская промышленная и художественная выставка, самое крупное мероприятие такого рода во всей царской России.

Продолжала расти промышленность и после революции, в 30-е годы; тогда, в 1932-м, город был переименован в Горький, обратный «перевод» произошел не скоро, в 1990 году. В том же 1932-м был при содействии Ford Motors открыт Горьковский автомобильный завод – здесь по сей день производится половина грузовых автомобилей страны. Кроме того, в городе работают такие крупные предприятия, как авиастроительный завод «Сокол», кораблестроительный – «Красное Сормово», Нижегородский машиностроительный завод (производит военную технику), ОАО «Гидромаш», Завод аппаратуры связи им. Попова, Нижегородский завод им. Г. И. Петровского и т. д. Это лишь часть предприятий машиностроения и металлообработки – основных направлений промышленности Нижнего. Здесь также развиты тяжелая, легкая и пищевая промышленности, а также информационные технологии.

Нижний – это еще и, без преувеличения, город студентов: на его территории расположены более 50 высших учебных заведений (включая филиалы), среди них 6 университетов, 4 академии, консерватория и т. д.

Транспортная система «третьей столицы» – еще один повод для гордости: город является одним из крупнейших транспортных узлов в России. Как уже было сказано, железная дорога появилась здесь в 1862 году, а первый автомобиль – в 1896-м. Сейчас здесь находятся также: грузовой порт, речной пассажирский порт, автодороги федерального значения, железные дороги (а также один из ходов Транссибирской магистрали), аэропорт.

Ко дню строителя

Что до строительной индустрии – в области находится значительное количество предприятий по производству строительных материалов: это асфальтобетонные заводы, заводы железобетонных конструкций и т. д. Еще одно строительное производство было открыто в Нижегородской области в прошлую пятницу на заводе железобетонных изделий, входящем в ГК «СУ-155». Событие вроде бы не слишком заметное из Москвы (тем более что даже у одного «СУ-155» это уже второе производство, открываемое в регионах «ко Дню строителя»). Примечательно оно двумя обстоятельствами: приездом высокого начальства (в мероприятии приняли участие губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, министр строительства региона Владимир Челомин и др.), а также тем, что с открытием нового цеха завод перейдет на новую серию – И-155Н. В итоге Кстовский завод ЖБИ будет производить 2 серии: около 100 тыс. кв. м в год серии ПК-17К и 150 тыс. кв. м в год серии И-155Н. Для сравнения: до 2006 года производство простаивало, в 2007-м было произведено 10 тыс. кв. м, с начала 2008-го – 50 тыс. кв. м.

Как рассказал на пресс-конференции присутствующим журналистам Валерий Шанцев, новые технологии помогут снизить себестоимость строительства более чем на 40%. «Чем больше будет строиться такого жилья, тем быстрее начнет снижаться цена, – оптимистично добавил губернатор. – Несмотря на очевидные плюсы, которые есть и у монолита, и у кирпича, сборная технология – самая эффективная». Шанцев отметил в качестве плюсов большое количество типоразмеров квартир (75-220 кв. м), а также внешний вид новостроек. Сложно себе вообразить, но, как считает Шанцев, дома новой серии впишутся в исторический и архитектурный облик Нижнего. Что ж, если такой фокус удастся панельным многоэтажкам – остается только порадоваться за разработчиков серии.

А скоро в том, насколько у новых домов получилось вписаться в старый Нижний, его жители убедятся «на собственной шкуре»: портфель «СУ-155» в регионе превышает 1,5 млн кв. м. И откладывать строительство в долгий ящик представители группы компаний не намерены. Как полушутя прокомментировали любопытным журналистам судьбу «почетной» панели, на которую губернатор Нижегородчины прикрутил собственными руками праздничную табличку, представители «Су-155»: «В музей вряд ли отправим. Скорее всего, табличку обратно открутим, а плиту пустим в дело».

«Собственник» внимательно будет следить за тем, насколько повлияет на цены жилья в столице, пусть и третьей, строительство в таких объемах. Если цены действительно снизятся, появится повод обсудить, действительно ли и у нас заработали законы рыночной экономики.

Фото: JP