Уйти красиво. Последнее впечатление не менее важно, чем первое

Статьи

«Я увольняюсь», – эти слова не раз говорит себе, а порой и коллегам, практически каждый из нас. Однако когда решение принимает форму заявления, стоит задуматься о «стратегии ухода». Ведь то, как человек увольняется, может сказать о нем очень многое, например, насколько он ценит свою работу, коллег и собственную репутацию.

О том, что первое впечатление нельзя произвести дважды, помнят все. Но «Последнее впечатление не менее важно, чем первое, – считает Марк Олдман, один из основателей Vault.com Inc. – Очень важно оставить безупречное впечатление, потому что мир тесен и, скорее всего, вам еще придется столкнуться. Если не с этими людьми, то с их мнением о вас».

«Это самое «свежее» впечатление, которое во многом будет определять мнение бывшего работодателя о вас, – говорит Юлия Сушкова, директор по персоналу Абсолют Банка. – Для увольняющегося сотрудника, на наш взгляд, очень важно оставить о себе хорошее впечатление, хотя бы для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность получить хорошую рекомендацию. Мы всегда беседуем с предыдущим руководителем соискателя и, если характеристика будет негативной, очень внимательно будем оценивать его профессиональные качества».

Заявление написано, следующий шаг – визит к начальнику. «В первую очередь, нужно обязательно обо всем откровенно поговорить со своим руководителем или HRом, – советует Юлия Сушкова. – Как правило, уход из компании «по собственному желанию» связан с неудовлетворенностью сотрудника, или какими-либо проблемами, о которых руководитель не всегда знает. Если вы обо всем честно расскажете, возможно, вам смогут предложить другую должность, условия работы, или иным способом пойдут навстречу».

«Однако уход не должен быть манипуляцией, – считает Анна Мухина, руководитель отдела психологического консультирования по вопросам карьеры Центра развития и тестирования «Гуманитарные технологии». – Если человек раз в полгода подает заявление об увольнении, рассчитывая на повышение зарплаты, то это неконструктивное поведение».

«Лучше всего к заявлению об уходе сразу прилагать план того, как вы собираетесь завершить проекты и передать дела, – советует Юлия Сушкова. – Идеально, если вы сможете найти себе достойную замену. Передавая дела, лучше всего составить письменные руководства – к кому по каким вопросам можно обращаться, какие детали регламента стоит особенно внимательно изучить. Например, стоит проверить названия файлов и папок – новичку будет очень трудно найти необходимый отчет в папке «мое» под названием «завтра сдавать».

«Желательно, чтобы увольнение не происходило конфликтным путем», – говорит Анна Мухина. Но если конфликт все же возник, сгладить его может помочь квалифицированный HR.

«Задача HR-менеджера – правильно и компетентно подготовить увольнение сотрудника, по возможности смягчить ситуацию, болезненную для обеих сторон, особенно, когда причиной увольнения являются личностные разногласия, – считает Татьяна Кудашова, начальник отдела кадров компании «ГУТА-Страхование». – В этом случае сотрудник HR выступает в качестве посредника между конфликтующими сторонами, «вытягивая» ситуацию, выслушивая недовольства увольняемого, успокаивая его и выстраивая отношения заново».

Но если вам не повезло, и на поддержку HR-а рассчитывать не приходится, постарайтесь учесть характер руководителя – это поможет сделать уход менее болезненным. «Если авторитарный руководитель любого уволившегося считает предателем, то нужно все заранее тщательно подготовить, чтобы после объявления об уходе расставание прошло быстро и автоматически», – советует Анна Мухина. – Если же руководитель к таким ситуациям относится с пониманием, то лучше предупредить его заранее, не дожидаясь «законных» двух недель. Обозначить причину, предложить помощь в поиске преемника, гарантировать завершение текущих дел, но оговорить свои условия, например, возможность ходить на собеседования».

Работу сегодня мы меняем часто, а дружеское расставание с руководителем и коллегами – это ведь тоже часть нетворкинга. «Лучше не обрывать связи и сохранять хорошие взаимоотношения, чтобы иметь возможность в будущем воспользоваться этими контактами», – советует Анна Мухина. А для начала, не забудьте о прощальном торте.

Использованы материалы liveinternet.ru