Топ-5 причин для офисных ссор

Статьи

Конфликтами на работе никого не удивить. То и дело начальники и подчинённые выясняют отношения, повышая уровень стресса у себя и окружающих. Rjob узнал о самых распространённых причинах офисных споров.

Руководитель, который неправильно сформулировал задачу для подчинённого, рискует нарушить офисную гармонию. При этом обе стороны будут считать себя потерпевшими, обижаться, высказывать претензии и нарушать рабочий процесс.

Анастасия Шлафман, менеджер по маркетингу, рекламе и PR медицинского холдинга МЕДИКА, делится опытом: «В моём подчинении три человека, во время мероприятий команда увеличивается до 50 с лишним человек. Часто ссоры возникают из-за некорректно сформулированного технического задания. В результате сроки выполнения задачи нарушаются, а качество работы становится неудовлетворительным. К примеру, нам приходится по несколько раз переделывать дизайнерские макеты».

Решение проблемы

Если вы руководитель, убедитесь, что донесли до подчинённого суть задачи и обозначили свои ожидания и требования. Если вы исполнитель – не приступайте к работе до тех пор, пока не поймёте, чего от вас хочет начальник.

«Я задаю уточняющие вопросы постановщику, конкретизирую ТЗ. Таким образом постепенно приучаю к корректной постановке задачи», – комментирует Анастасия Шлафман.

Не удастся избежать разногласий тем коллегам, которые пренебрегают планированием, надеясь на авось. План работы помогает верно расставить приоритеты, избежать путаницы при делегировании и исключить цейтноты.

«Если сроки выполнения задач не запланированы, то все входящие задачи ставятся с пометкой «срочно». При этом не берут в расчёт другие не менее важные задач. Если нужно срочно оплачивать «срочные» счета по «срочным» проектам, то нарушаются даты оплаты других проектов. Возникает дебиторская задолженность, негатив со стороны контрагентов неизбежен», – говорит Анастасия Шлафман.

Решение проблемы

Перед выполнением очередного поручения составьте план, в котором укажите первостепенные и долгосрочные задачи, их финансирование и возможные решения при форс-мажоре.

«Если дедлайны накладываются друг на друга, я уточняю реальную срочность и расставляю приоритеты. Если срочная задача поступает от руководства, я показываю текущий пул задач и узнаю, в ущерб какой задаче мы выполняем срочную», – комментирует Анастасия Шлафман.

Доводилось ли вам трудиться в open space? Для некоторых такой опыт становится плачевным. Особенно чувствительны к отсутствию личного пространства интроверты.

«Многих такая рабочая обстановка очень утомляет и раздражает: постоянные звонки, посторонние разговоры, чаепития или перекусы на рабочем месте… И своё недовольство сотрудники вымещают друг на друге», – говорит Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива».

Решение проблемы

Эксперт советует работникам с минимальным личным пространством договориться о правилах сосуществования. Если сотрудники не могут сами установить и регулировать их, в дело должен вмешаться руководитель или HR-специалист.

Наталья Сторожева
генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»

В российской производственной компании с 70-ю сотрудниками прошла территориальная реорганизция. Директор оставил цех на прежнем месте, а офис переместил в центр Москвы – для большего престижа и удобства клиентов. Сотрудников (бухгалтеров, разработчиков, маркетологов и других) разместили в просторном офисе формата open space. Но привыкшие к небольшим кабинетам люди стали чувствовать себя неуютно, пытались обозначать свою территорию (например, отгораживаясь от соседей тумбочками), отвлекали друг друга разговорами. В итоге сотрудники раздражались на коллег, рабочий день проходил в угрюмой обстановке.

Руководитель проанализировал ситуацию и поговорил с каждым сотрудником, выяснив причины недовольства. Он составил список наиболее часто повторяющихся претензий: начиная от запаха еды в офисе и заканчивая поведением некоторых коллег. Затем сформулировал правила поведения в офисе и дал перечень советов в доброжелательной форме. Сотрудники обсудили рекомендации на общем собрании, правила оформили в виде комиксов и повесили на стены, а офисное пространство доработали в соответствии с пожеланиями: создали комфортную зону отдыха, выдали людям звукоизолирующие наушники и т.д. В итоге конфликтов в коллективе стало гораздо меньше.

Нет ничего хуже, чем коллектив, в котором ответственность за выполнение поручения перекладывают с одного на другого. Спора не миновать, если сотрудники не понимают, за что конкретно они отвечают и какой с них спрос.

«Создается длинная цепочка ненужных согласований. Каждый вносит свои правки, комментарии, которые необходимо немедленно учесть. При возникновении ошибки все сетуют на исполнителя, мол, не доглядел», – отмечает Анастасия Шлафман.

Решение проблемы

Для сокращения цепочки согласований эксперт советует написать подробное ТЗ, обсудить его в проектной группе, получить одобрение начальства и уже после этого приступить к выполнению задачи.

Заблаговременное обсуждение проекта также поможет распределить обязанности между членами коллектива и избежать перекладывания ответственности.

Бывает, что в основе офисных ссор вовсе не профессиональные интересы, а личные. Урегулировать такой конфликт сложно, но вполне реально. Главное – делать это с «холодной головой».

Решение проблемы

Как отмечает Оксана Александрова, директор по персоналу, банковский работник, коуч, бизнес-тренер, суть любого конфликта – эмоции. Офисные сотрудники, не способные объективно оценить ситуацию, вступают в противоборство.

«Для начала нужно понять истинные, чаще всего скрытые, причины противостояния между сотрудниками», – рекомендует эксперт. – Важно занять позицию наблюдателя: не включать эмоции, а действовать разумно и осознанно. Попытайтесь понять другую сторону: там тоже есть свои обиды, затронутые ценности и скрытые выгоды. Поговорите. Но важно говорить спокойно, разумно, без негатива. Если не готовы говорить, обратитесь к HR-специалисту, психологу. Примите ситуацию. Далеко не всегда вы можете её изменить. Определите, что в ситуации зависит от вас, а что – от других. И не нужно решать за других. Да и давать советы тоже бессмысленно, вас не услышат, а конфликт может стать ещё больше».

Анастасия Шлафман
менеджер по маркетингу, рекламе и PR медицинского холдинга МЕДИКА

Если конфликт конструктивный, и коллектив работает как слаженный механизм или хотя бы стремится к этому, то ссоры приведут к установлению нового порядка, правил, регламентов. Ссоры помогают встряхнуться, вывести на откровенность и даже взглянуть на задачу под другим углом. Если конфликт деструктивный, что встречается гораздо чаще, то коллектив ищет виновного, обстановка нервозная, теряется сплочённость, люди уходят, нет развития профессионального и личного. Работать в коллективе без друзей – тяжело.

Оксана Александрова
директор по персоналу, банковский работник, коуч, бизнес-тренер

Много времени уходит на пустые разговоры и действия. Если посчитать стоимость времени, потраченного на внутренние войны, получится внушительная сумма. Кроме того, в конфликт двух людей часто втягиваются коллеги, что тоже не способствует эффективной деятельности.

Конфликты ведут к эмоциональному выгоранию, обидам, негативу, что портит атмосферу в компании. Совсем тяжелый случай, когда внутренний конфликт выходит наружу и может подпортить бренд компании.