Сколько стоит дача на колесах

Статьи

До открытия дачного, а за ним и отпускного сезона осталось пару недель. Для полноценного отдыха совсем не обязательно иметь домик в деревне или бронировать номер в отеле. Можно обзавестись автодомом и с комфортом колесить по городам и весям.
Все свое ношу с собой

Движимое имущество, как ни банально звучит, гарантирует свободу передвижения. Это особенно актуально для тех, кто предпочитает загородные пикники отдыху на “стационарной” даче, кто любит путешествовать автономно, прокладывая маршрут по дорожному атласу. Однако отдыхать “дикарем”, напрочь отрываясь от цивилизации, уже не модно. Поэтому в последнее время россияне-автолюбители перенимают опыт своих западных коллег и приобретают (или берут в аренду) дачу-прицеп.

Все дома на колесах называются автокемперами, однако их можно разделить на так называемые “жилые прицепы” и “мобильные комплексы”, которые базируются на легких грузовичках.

В Европе, например, в прошлом году было продано 70 тыс. автокемперов, а арендовано в 57 раз больше. Нам до этих показателей еще далеко, но этот вид услуг начинает набирать обороты и в России.

Автокемперы имеют стандартный набор оборудования: туалет, автономное водоснабжение, газовую плиту, газовый нагреватель воды, холодильник. В салоне-трансформере можно организовать 4-6 спальных мест. Из дополнительных опций могут присутствовать подогреваемый пол или климатическая установка.

Прицепным вагоном можно управлять с категорией С

Рассматривать возможность покупки жилого прицепа имеет смысл в том случае, если вы владеете автомобилем не ниже “гольф-класса” (с ним справятся и отечественная «девятка», и Renault Megane). Правда, эксперты считают, что для буксировки автодома лучше использовать более мощный внедорожник, что немаловажно для путешествий по пересеченной местности.

Новый прицеп-дача стоит порядка 20 тыс. евро (основным поставщиком является Германия, если пригнать из США, выйдет на 30-40% дешевле). Сэкономить можно на покупке подержанного прицепа: так, автодом выпуска 2000 года в хорошем состоянии стоит 12 тыс. евро, вдвое дешевле – 1990 года выпуска.

Однако, покупая жилой прицеп, следует иметь в виду некоторые особенности его эксплуатации. Во-первых, во время движения в нем не должны находиться пассажиры. Во-вторых, большинство прицепов весят более 750 кг, следовательно, буксировать его разрешается водителям с правами категории C.

Как сэкономить на покупке “самоходки”

Мобильные жилые комплексы не требуют от автовладельцев особых навыков: для их эксплуатации достаточно иметь водительское удостоверение категории B, как на все легковые автомобили. В Россию автокемперы такого класса официально поставляет только немецкая компания Hymer. Цены у них, прямо скажем, заоблачные: 45 тыс. евро за автодом в базовой комплектации и около 80 тыс. евро за модуль с климатической установкой, подогреваемым полом, большим баком питьевой воды, дорогой отделкой салона.

В целях экономии также можно остановить свой выбор на подержанных комплексах. За три-семь лет эксплуатации они не успевают потерять потребительских качеств, однако цена уменьшается как минимум вдвое. Скажем, пятиместный автокемпер европейского производства 1999-2001 годов выпуска с пробегом 60-90 тысяч км обойдутся в 28-32 тыс. евро (включая растаможку).

Впрочров можно приобрести и совершенно новый автокемпер белорусского производства. Филиал Минского автозавода, компания «Туртранс», в качестве эксперимента выпускает автодома “Купава” на базе российских «Газелей». Однако экономия может быть виртуальной, если “Газель” будет часто ломаться.

Жить в чужом доме

Как показывает практика, новые автокемперы покупают либо заядлые путешественники, либо потенциальные арендодатели. Последних явное большинство, потому как на привычке к комфорту можно неплохо заработать. В Европе множество станций, предлагающих автодома напрокат на 1-2 недели. Стоимость – около 140 евро за пятиместный автокемпер в сутки плюс залог порядка 3 тыс. евро.

В России прокатом автокемперов занимаются единицы. Руководитель компании «Автодача» Игорь Комаров рассказал ГАЗЕТЕ, что на столичном рынке аренды сегодня имеется не более 20 автокемперов. Требования к арендатору довольно жесткие: водителю должно быть не менее 25 лет, в его паспорте должен быть штамп о московской или подмосковной регистрации. На арендованном автокемпере можно ездить как по России, так и выезжать за рубеж, но максимальный суточный пробег не должен превышать 400 км. В противном случае придется доплачивать сверх арендной ставки.

За сутки аренды платить придется от 70 до 250 долларов в зависимости от класса автодома и времени года.

Так, если брать в аренду автокемпер «Купава», то сутки проката будут стоить 90 долларов в весенне-летний период и 70 долларов в осенне-зимний. Мобильный дом Hymer стоит 220 долларов в сутки летом и на 100 долларов дешевле зимой.

Кроме того, владельцы дома на колесах требуют внесения залога, он составляет от 1500 до 2000 долларов. Если вы вернете “чужой” дом неубранным или незаправленным, да еще и с опозданием, из суммы залога вычтут энную сумму.

Полезные советы

Несколько слов о страховке. Российские страховые компании неохотно занимаются автокемперами. Как правило, они берут ответственность только за столкновение прицепа или мобильного дома с другими транспортными средствами. Если водитель не рассчитал габариты и задел ограждение, строение и прочие препятствия, платить за ущерб придется ему самому.

Во избежание неприятностей водителю надо учитывать некоторые особенности управления автопоездом. Как правило, верхняя часть автокемпера возвышается над землей на два метра, поэтому надо быть особенно аккуратными при проезде под мостами и по лесным дорогам.

Кроме того, из-за новых габаритов автомобиль становится менее устойчивым на дороге, появляется валкость. Он и тормозит хуже, если у него “за плечами” дом.

Стоит также учитывать, что автокемперы достаточно прожорливые: как минимум 20 литров на сто километров. Еще 400 рублей придется потратить на средство для биотуалета, примерно столько же обойдется заправка бака с водой.

Где припарковаться

В автокемпинге на территории России суточная стоянка стоит в среднем 200 рублей. Например, в Юрмале, где этот бизнес развивается активно, за сутки просят по 15-20 долларов. При этом отдыхающим разрешают пользоваться электричеством и стационарным туалетом. В Европе эта услуга стоит от 20 до 35 евро в сутки.