Ростов-на-Дону: ПМЖ в теплых краях

Статьи

Ростов-на-Дону – центр Южного федерального округа, крупнейший город, принимающий этим летом чемпионат мира по футболу. Он органично «встроен» в транспортные коридоры: здесь есть международный аэропорт, ж/д и автовокзалы, судоходная река Дон и грузовой порт на ее берегу. Через Ростов идет мощный транзитный поток, поэтому его иногда называют «воротами Кавказа».

18-ЫЙ ПО КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ
Ростовская область занимает 18-е место в рейтинге субъектов РФ по качеству жизни. Неплохой результат, особенно если учесть, что составители – агентство «РИА Рейтинг» – подходили к подсчетам очень взвешенно и принимали во внимание 72 показателя. Среди них доходы и занятость населения, жилищные условия, безопасность проживания, обеспеченность соцобъектами, развитие бизнеса, транспортной инфраструктуры и др.

Один из аргументов в пользу Ростова – уровень благосостояния. По данным консультантов за I квартал 2018 года, наемные работники получают в среднем 32,6 тыс. рублей в месяц. Самый высокий доход – 42,7 тыс. рублей – у тех, кто занят в строительстве. Меньше всех зарабатывают студенты и люди без опыта работы – 26 тыс. рублей.

В ЯНВАРЕ-МАРТЕ 2018 ГОДА СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ПРЕДЛАГАЕМОЙ В РОСТОВЕ ЗАРПЛАТЫ СОСТАВИЛ 30 ТЫС. РУБЛЕЙ. HEADHUNTER.

Как рассказала ЦИАН Марина Кудряшова, ведущий менеджер по маркетингу и PR (Южный округ) компании HeadHunter, наиболее востребованы «продажники», «айтишники», специалисты по маркетингу. По ее словам, в Ростове не хватает рабочего персонала. Также есть дефицит медиков и сотрудников страховых организаций.

Те, кто не желают работать «на дядю», могут начать свое дело. Но тут есть нюансы.

«Заработать на розничном бизнесе сложно в связи с большими вложениями в закупку продукции и аренду помещения, а также конкуренцией со стороны федеральных компаний. Оптовая продажа тоже приносит меньше прибыли, чем раньше, поскольку все стараются находить производителей и работать напрямую с ними. Поэтому самыми прибыльными нишами я считаю небольшие производства и сферу услуг для бизнеса, частных лиц. Например, производство сувениров, мебели, отделочных материалов. В сфере услуг – обучение иностранным языкам либо пению, барбер-шопы и т.д.», – рассказал Дмитрий Лукьянов, ростовский бизнес-консультант. «Вклиниться» в названные им сферы можно с небольшими вложениями.

Наиболее предприимчивым ростовчанам, возможно, удастся заработать на мундиале. Например, они могут сдавать в аренду жилье, продавать сувениры, еду, напитки, предлагать болельщикам всевозможные развлечения, услуги по нанесению грима и временных татуировок, перевозке пассажиров, переводу.

В Ростов люди зачастую едут для поступления в вузы – их более 40. Многие выпускники остаются здесь работать.

«Меня встретила «убитая» улица»

История переезда в Ростов-на-Дону

Город меня неприятно поразил сразу. Выйдя из здания ж/д вокзала, я села на трамвай и через несколько минут оказалась на одной из самых «убитых» улиц – Станиславского. Ее, к слову, до сих пор не привели в порядок. Потом я, конечно, попала на центральные улицы, большие и красивые, но впечатления от Станиславского остались неизгладимыми. Вообще, дороги в Ростове далеки от идеала. В последние годы их много ремонтируют, но они очень быстро снова приходят в упадок. Не знаю, с чем это связано: с перемещением грузового транспорта, неправильным распределением транспортных потоков или плохим качеством ремонтных работ.
Светлана Игнатова
инженер-архитектор, переехала из Сочи

Ростов, как и другие крупные города, уловил тренд на создание комфортной среды проживания. Власти стараются уйти от точечного размещения многоэтажек и все больше продвигают идею комплексного освоения территорий (КОТ).

В качестве примера КОТ можно назвать новые районы Левенцовский, Суворовский, Платовский, ДОСААФ, Красный Аксай. Здесь строятся жилые высотки, детские сады, поликлиники, школы, дороги, коммунальные сети. Львиную долю средств в это инвестируют застройщики, а не государство.

По данным Ильи Володько, генерального директора компании Macon Realty Group, всего в городе строится 1,8 млн кв. м жилья.

Больше всего «квадратов» возводится в Октябрьском и Ворошиловским районах (321 и 316 тыс. кв. м соответственно), сообщила Ксения Рысенко, партнер-аналитик СК «Неометрия». Пролетарский и Советский аккумулируют более 230 тыс. кв. м каждый. В Ленинском районе сейчас сосредоточено 155 тыс. кв. м новостроек, в Кировском – 125 тыс., в Первомайском – 102 тыс.

ПЕРВИЧНЫЙ РЫНОК, ЦЕНЫ

Средняя цена жилья на первичном рынке – 55,48 тыс. рублей за кв. м.

Экономкласс – 45 тыс. рублей за кв. м,
комфорт – 52,8 тыс. рублей за кв. м,
бизнес – 76,8 тыс. рублей за кв. м,
элитного – 96,3 тыс. рублей за кв. м.
Данные Macon Realty Group

Как рассказал Илья Володько, за I квартал цены увеличились всего на 0,5 п.п., а до конца года рост ожидается в пределах 3–5 п.п.

Самый дорогой район – Кировский, где средневзвешенная стоимость квартиры на «первичке» – 78,3 тыс. рублей за кв. м, на «вторичке» – 75,58 тыс. рублей. А самое дешевое предложение – в Первомайском районе (45 и 57,45 тыс. рублей соответственно).

ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК, ЦЕНЫ

На вторичном рынке 1 кв. м жилья обойдется в среднем в 57,88 тыс. рублей.

По данным Ильи Володько, 25–30% жилья продается людям из других регионов. А Ксения Рысенко говорит, что по объектам ее компании доля сделок, совершаемых приезжими, – менее 5%. Из них большая часть приходится на жителей Ростовской области и Краснодарского края.

Ростов развивается по всем направлениям, в том числе растет обеспеченность населения детскими садами и школами. И все же сложности с устройством детей в образовательные учреждения остаются. Власти города отчитались о ликвидации очередей в детсады. Однако по факту группы переполнены: при нормативе 25 человек численность воспитанников порой достигает 60.

Сложная ситуация и в школах: перевести обучение на одну смену не получается. По данным муниципальной администрации, две трети заведений пока на «двухсменке».

«Футбол на пользу»

Ростов преобразился в рамках подготовки к ЧМ-2018. Удалось реализовать многие проекты по развитию инфраструктуры. Например, реконструирован Ворошиловский мост, количество полос движения на нем увеличилось с трех до шести. Улучшилось транспортное сообщение между Ростовом и Батайском, который постепенно становится частью донской столицы и активно застраивается. На левом берегу Дона возведен новый футбольный стадион, на котором, мы надеемся, и дальше будут проводить масштабные мероприятия. А это должно способствовать улучшению облика города, ведь, как ни крути, именно в рамках подготовки к важным событиям выделяются дополнительные средства на озеленение, реставрацию зданий и т.д. Конечно, администрации всегда есть над чем работать. Хочется, чтобы больше внимания уделялось состоянию районных поликлиник, реставрации зданий в историческом центре, качеству общественного транспорта. И чтобы у города хотя бы в центре был единый архитектурный стиль. Также стоит больше заниматься благоустройством парков. Хотя, например, в парке имени Октябрьской революции инфраструктура постоянно развивается. Остальные, на мой взгляд, от него пока отстают.
Марина Хейгетян
жительница Ростова

Комфортность города-миллионника во многом зависит от того, насколько быстро по нему можно передвигаться. И вот с этим у Ростова проблемы: пробки на дорогах достигают 9 баллов.

ТРИ ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Длительные простои транспорта на остановках. Из-за этого люди стремятся пересесть на личные авто. Пытаясь забить машины «под завязку», водители, наоборот, отталкивают пассажиров.
2. Проезд автомобилей по выделенным полосам и, как следствие, – снижение скорости пассажирского транспорта. В мэрии надеются решить проблему путем установки видеокамер.
3. В городе много дублирующих маршрутов, которые мешают друг другу. Пассажиропотока не хватает, чтобы обеспечить полную загрузку, и автобусы порой ходят плохо.

Основную роль в перевозках выполняют автобусы и маршрутки. По словам Михаила Кругликова, главного редактора ресурса «Ростовский Городской Транспорт», на самых популярных направлениях интервалы движения небольшие, однако после 21:00–22:00, как правило, лучше рассчитывать на такси.

Михаил Кругликов считает, что разумнее уменьшить количество маршрутов (но не подвижного состава) в целом по городу, а также маршрутных такси на направлениях, где эффективнее транспорт большой вместимости. Эту проблему должен решить конкурс на перевозки, который планирует провести администрация.

Эксперт отметил и слабое развитие трамвайной сети. Многие линии ликвидированы в конце 1990-х – начале 2000-х годов.

«Сейчас нередко говорят о повышении привлекательности трамвая, закуплен новый подвижной состав. Регулярно возникают предложения об обособлении путей от легкового транспорта, например, на улице Максима Горького. Планируется продление западной ветки трамвая до микрорайона Левенцовского», – говорит Михаил Кругликов.

Впрочем, есть у Ростова и достижения в модернизации работы системы перевозок. На некоторых маршрутах хорошо развито автобусное сообщение. Кроме того, весь транспорт имеет понятные маршрутоуказатели, которые видны даже при плохом освещении. Три года назад в общем доступе появилась система навигации, и теперь пассажиры могут онлайн отследить нужный автобус, трамвай, троллейбус.

Развивается система безналичной оплаты. По словам Михаила Кругликова, город получил перспективного оператора, который успешно ее пропагандирует и готов вводить тарифное меню, различные бонусы, скидки.

Ну а повышению комфортности поездок будет способствовать закупка 200 новых автобусов и 30 трамваев.

Ростов расположен среди степей в умеренно-континентальной зоне. Здесь выражены все четыре сезона. Лето жаркое. Зима – не очень снежная, часто мягкая, но бывают и морозы, особенно в конце января – начале февраля. Местные жители шутят: по московским меркам, зимы в Ростове нет, а по сочинским – есть.

Климатическая зона, в которой расположен Ростов, не очень комфортна для проживания. Большой перепад температур в течение года: зимой воздух может охлаждаться до -20°С, а летом нагреваться до +40°С. Кроме того, в жару город сильно накаляется. И еще один минус Ростова: постоянный ветер. Зимой он адски холодный, а летом горячий.
Анна Самойлова
местная жительница

Экология – слабое звено Ростова. На ее ухудшение влияют огромный поток транспорта и работа промышленных предприятий. По данным Ростовстата, в 2016 году в городе было 142 организации, которых уличили в загрязнении атмосферы. К сожалению, вредные выбросы попадают не только в воздух, но и в воду, поэтому в местных водоемах купаться запрещено. В экологическом рейтинге регионов РФ, составленном Минприроды и ОНФ в 2017 году, Ростов – «середнячок»: 56-е место из 103 возможных. Главные проблемы, которые отметили экологи: отсутствие зеленого щита вокруг города, массовая вырубка деревьев, «умирающая» река Темерник, которая, по сути, является сточной канавой города.

Я считаю, что южная столица нуждается в озеленении, масштабной высадке деревьев, чтобы жители и гости города могли укрыться от палящего солнца в жаркий день. Эта работа ведется недостаточно активно. В основном власти облагораживают старые парки, существующие со времен СССР. В последние годы в Ростове появился только один новый парк – в микрорайоне Северном. Но и его назвать парком можно с натяжкой. Деревьев тут мало, в основном территорию выложили плиткой, посадили кустарники и разбили клумбы.
Светлана Игнатова,
инженер-архитектор

В Ростове есть на что посмотреть и есть где погулять. Отчасти поэтому его и выбрали в качестве площадки проведения ЧМ по футболу. В центре, особенно на Пушкинской и Большой Садовой улицах, много красивых дореволюционных зданий, в том числе – купеческих особняков и доходных домов; немало памятников, скульптурных композиций, уютных кофеен.

Главное туристическое достояние города, конечно же, набережная Дона, где оборудовано множество мест для отдыха с лавочками, игровыми площадками, арт-объектами, кафе.

Другие интересные достопримечательности – Собор Рождества Пресвятой Богородицы, армянская церковь Сурб Хач, разрушенные Парамоновские склады, Музей космонавтики, железная дорога «в миниатюре» для детей.

Кроме того, в Ростове работает более 10 музеев, четыре театра, филармония, цирк, зоопарк, планетарий, много торгово-развлекательных центров.

Несмотря на привлекательность города, эксперты в области консалтинга полагают: власти могли бы больше использовать потенциал Ростова. Например, специалисты «Южного инвестиционного агентства» в своем исследовании отмечают, что мэрии нужно заниматься формированием имиджа города, укрепляя и развивая его конкурентные преимущества. Мегаполисы всего мира развернули борьбу за инвесторов, туристов, население. И чтобы достойно ее выдерживать, необходимо заниматься продвижением «бренда»города внутри РФ и за ее пределами.

«Проблемы решаются»

Я переехала в Ростов из Ставрополя. Город мне понравился. Я первым делом обратила внимание на красивые подземные переходы, декорированные мозаикой. К сожалению, сейчас ее уже нет. Не последнюю роль в моем восхищении городом сыграло благоустройство, особенно в центре. Да и транспорт уже в те годы ходил чуть ли не ежеминутно, и можно было уехать в любой район.

Кроме того, здесь много высших и средних учебных заведений, учреждений дополнительного образования: можно развиваться в любой сфере.

Мои первые впечатления изменились, но не кардинально.

Взять, например, ситуацию с транспортом, которая у многих вызывает нарекания. Проблемы, конечно, есть, но они решаются. В частности, для общественного транспорта уже выделили отдельные полосы, и он стал ездить быстрее.

Появляются новые торговые центры, детские площадки, озеленение. Меня очень радуют перемены в социальной сфере. И хотя количество детсадов и школ не увеличилось, есть другой плюс: исчезла коррупция, связанная с переводом детей в другое учебное заведение при переезде. Места дают бесплатно и быстро, даже при отсутствии прописки.

Радует поликлиника рядом с нами, в ней очень комфортно находиться: детская площадка, электронная очередь, красивый интерьер. Кстати, поликлинику членам нашей семьи приходится посещать нередко: проходим диспансеризацию. Меня приятно удивило, что по поводу диспансеризации нам звонили и медсестра, и терапевт. Они говорили, какие анализы надо сдать, какие обследования проходить. Словно мы вернулись в советское время, когда государство проявляло заботу о здоровье своих граждан.

Приятно, что в Ростове началась борьба с амброзией и другими аллергенными растениями. Появился даже телефон горячей линии. Социальные службы еще до цветения растений травят и выкашивают их, чтобы они не создавали дискомфорта жителям.

Из районов города я люблю центр и Военвед (его еще называют стройгородком). Последний представляет собой небольшой камерный район, очень уютный. Хотя магазины работают не круглосуточно, да и транспорт ходит с перебоями, для тихой семейной жизни – идеальное место. Люди культурные и приветливые, территория чистая и благоустроенная. А для активного и веселого времяпрепровождения, конечно, лучше подойдет центр с его развитой инфраструктурой.

Сразу при переезде мне понравилось, как выглядят ростовчане: стильно, красиво. Но мне порой казалось, что они недружелюбны и даже грубы. Со временем я перестала это замечать. Впрочем, прямо сейчас – во время нашего интервью – мы заметили, что местные жители все же неравнодушны к чужим проблемам. Мы случайно прокололи колесо машины. Доехали без проблем, но очень много людей нас об этом оповестили по дороге! Некоторые специально останавливались, чтобы об этом нам сказать.

Анна Петровская, архитектор.

«Ростов изменился к лучшему»

Я приехала сюда из поселка Горного Ростовской области. Конечно, мне понравилось, что город большой, много возможностей, есть где себя проявить. Я осталась тут жить и работать, создала семью. Мы с супругом живем в центре, купили квартиру. Очень довольны, уезжать не собираемся.

За последние годы облик Ростова сильно изменился к лучшему: благоустроено много уголков города, включая набережные и парки, установлено огромное колесо обозрения (65 м, третье по высоте в России. – прим. ред.), приведен в порядок зоопарк.

Кроме того, появилось много памятников, и они очень украшают город. Последний из них находится прямо напротив нашего дома. Это памятник Печерскому к фильму «Собибор», снятому Константином Хабенским, который, кстати, присутствовал на открытии.

Мне очень нравится, что аэропорт вынесли за черту города, хотя многие люди наоборот этим недовольны. Но я считаю, ни аэропорту, ни промышленным предприятиям здесь не место. Очень здорово, что стадион к ЧМ-2018 тоже построили на окраине.

Как и у любого города, у Ростова есть свои плюсы и минусы. Но все идет к тому, что положительных моментов становится больше, чем отрицательных.

Что касается уровня жизни, то зарабатываемых нами денег хватает, но «в ноль» – мы с сентября 2017 года платим ипотеку, и сейчас это остро ощущаем. Цены на продукты и товары первой необходимости примерно такие же, как и во многих других регионах РФ. Мой супруг много ездит в командировки в центральную часть страны и разницу не особо замечает.

Не вижу проблем и с поиском работы. За последние три года я меняла работу три раза, и всегда искала недолго. Мне все три раза начальство шло на уступки, когда болел ребенок: я не брала больничный, а работала дома. Благо, специфика моей деятельности это позволяет.

Марина Подоплелова, инженер-электрик.