Риэлторы почти утратили доверие потребителей

Статьи

Дмитрий Чариков,
председатель совета директоров «Инвестиционно-строительной компании Дисса»:
«Риэлторы почти утратили доверие потребителей»

Риэлтор – это специалист, который занимается организацией процесса покупки-продажи недвижимости. Слово «риэлтор» было зарегистрировано как торговая марка Российской гильдии риэлторов. С одной стороны, при покупке или продаже на рынке недвижимости обращение к агенту по недвижимости – логичный шаг. Но, с другой, в последнее время все больше людей остается не довольными содержанием и качеством работы большинства представителей этой профессии. А само слово «риэлтор» сегодня приобрело негативное звучание. Почему сложилась такая ситуация? Нужны ли обществу риэлторы? На эти и другие вопросы мы попросили ответить председателя совета директоров «Инвестиционно-строительной компании Дисса» Дмитрия Чарикова.

– Почему в обществе сформировалось четкое недоверие к риэлторам?

– Если рассматривать данный термин как бренд, как образ, ассоциированный с товаром, услугой, то действительно – сегодня потребительская реакция на него крайне негативная. Причин тому несколько. Во-первых, за все время существования данного бренда никто не занимался формированием его сущности, отсутствовала стратегия управления брендом, продвижение, отраслевая реклама. А во-вторых, никто даже так и не удосужился четко сформулировать, что входит в понятие «риэлторская услуга».

– Особенно остро это звучит сегодня, когда все больше и больше людей начинают очень бережно относиться к своим денежным средствам и задаются вопросом о том, за что они все-таки платят риэлторам при продаже своего недвижимого имущества. Это так?

– Совершенно верно. К сожалению, о содержании своей работы риэлторы предпочитали не распространяться, ограничиваясь весьма туманными и общими фразами про «тяжелый риэлторский труд» и «риэлторское искусство».

Однако въедливые потребители данной услуги все чаще начинают настойчиво интересоваться, что же конкретно представляет сей «тяжкий труд» и очень быстро понимают, что на практике за всеми громкими терминами чаще всего обычно кроется набор нехитрых и весьма примитивных действий. Чаще всего после подписания договора на оказание риэлторских услуг и размещения информации об объекте на нескольких бесплатных сайтах риэлтор растворялся на бескрайних просторах рынка недвижимости и о существовании своего клиента-продавца вспоминал лишь в том случае, если к квартире был проявлен интерес, выраженный в чьем-то желании посмотреть именно эту квартиру.

Более того, большинство риэлторов, не обременяя себя гарантиями и обязательствами, в свою очередь, не забывают «обложить» попавшихся на риэлторский крючок клиентов всевозможными ограничениями и штрафными санкциями. Увы, сегодня в сознании массового потребителя сложилось стойкое убеждение, что большинство представителей этой профессии предпочитает действовать скорее в соответствии с фразой «наша миссия – комиссия».

– А насколько тогда полезен риэлтор покупателю?

– Один мой знакомый, желая купить двухкомнатную квартиру в Октябрьском районе и прозванивая объявления риэлторов, с грустью поведал, что ни на один вопрос он так и не получил ни одного внятного ответа, кроме перечисления параметров квартир, которые, впрочем, он и сам видел в объявлениях. Все риэлторы добросовестно записывали его мобильный телефон, обещали перезвонить, как только выяснят информацию «жива еще эта квартира или нет», и… забывали о его существовании навсегда. В нескольких риэлторских фирмах вместо того, чтобы рассказать о квартире, ситуации и организовать просмотр, риэлторы настойчиво зазывали его в офис с паспортом для оформления какого-то договора, мотивируя тем, что «работать» они начнут только после подписания последнего.

У этого человека сложилось стойкое убеждение, что риэлторы – это некий барьер между ним, покупателем, и продавцом, преодолеть который стоит очень больших усилий и терпения.

– Вы считаете, что риэлторы только усложняют процесс покупки или продажи?

– Потребность в грамотном, компетентном специалисте – агенте по недвижимости, знающего все нюансы, являющегося опытным проводником на рынке недвижимости, отстаивающего интересы своего клиента, и в том числе, перед контрагентами, – очень велика. Я считаю, что грамотные агенты по недвижимости существенно упрощают все процессы для своих клиентов.

Но, к сожалению, приходится констатировать, что многочисленные граждане, именуемые риэлторами, занимаются банальным паразитированием, используя имеющиеся потребности населения. А ведь цена риэлторской услуги составляет не много не мало, от 3 до 5% от стоимости квартиры! Простой расчет показывает, что при продаже квартиры стоимостью, скажем, в 3 млн рублей, риэлтор «не побрезгует» суммой комиссии от 100 до 150 тысяч рублей.

Стоит ли говорить, что любой адекватный человек задаст вопрос, за что же он отдает такие деньги? Являются-ли эти траты справедливыми и оправданными?!

Не имея возможности четко сформулировать, что входит в понятие «риэлторская услуга» и, дабы не смущать своих клиентов суммами своих гонораров, риэлторы все чаще предпочитают работать по схеме скрытой комиссии, действуя по принципу «меньше знаешь – крепче спишь». Но все чаще подобная схема становится предметом недоразумений и даже скандалов, когда стороны сделки неожиданно выясняют, что сумма в несколько десятков, а то и сотен тысяч рублей «потерялась» в пользу риэлтора в результате «усушки-утруски».

Еще хуже, когда риэлторы занимаются «продажей» квартир и даже собирают деньги в виде авансов и предварительных платежей, не имея на то никаких полномочий ни от собственников недвижимости, ни от строителей или их коммерческих структур. Стоит ли удивляться, что эта профессия сегодня практически полностью дискредитирована!

– Так как же отличить хорошего профессионала от дилетанта или случайного человека, волей судьбы называющего себя риэлтором?

– Если вы покупатель, то хороший агент продавца сразу же ответит на любой ваш вопрос, расскажет о квартире, параметрах, ситуации, встретится с вами в удобное для вас время, покажет объект, документы. Он будет вежлив, дружелюбен, внимателен, оперативен и информативен. Он обязательно подтвердит свои полномочия. Хороший профессионал не будет препятствовать тому, чтобы вы задали какие-то вопросы продавцу и уточнили цену, поговорили о торге. И хотя гонорар агенту выплачивает продавец в случае реализации своего объекта, оплата производится вашими деньгами, полученными продавцом в момент сделки. Хороший агент всегда помнит об этом!

Если же вы продавец, то хороший агент сумеет сформулировать и обязательно подробно расскажет о том, что входит в понятие «риэлторская услуга» для вас в данном конкретном случае. Предоставит бизнес-план и перечень мероприятий по реализации вашего объекта. Игнорируйте такие общие фразы, как «организация экспозиции объекта во все необходимые СМИ». Не стесняйтесь потребовать, а еще лучше – перечислить в договоре полный список этих СМИ и периодичность выхода информации о вашем объекте и все остальные мероприятия.

Хороший агент будет информировать вас о ходе всех мероприятий, поэтапно отчитываться о выполненной работе, качественно обеспечивая обратную связь со своим клиентом, консультировать по всем вопросам. Он не «забудет» подробно перечислить все свои обязательства в договоре на оказание услуг. Хороший агент по недвижимости уверен в своих силах и не будет связывать вас различными ограничениями, штрафными санкциями в том случае, если вы надумаете сменить агента или даже отказаться от услуг. Это ваше право, как клиента! И хороший агент прекрасно понимает, что потеря вашей лояльности к нему – это результат только его неудовлетворительной работы.

И запомните: хороший специалист, будь то адвокат, юрист, стоматолог, агент по недвижимости, уверен в себе, успешен, компетентен и производит соответствующее впечатление. Если вы видите замученного, неуверенного в себе человека и слышите какое-то невнятное бормотание – сразу же гоните такого «специалиста» в шею! Подают на паперти!

– А ваша компания работает с риэлторами?

– Мы сотрудничаем с эффективными, зарекомендовавшими себя с положительной стороны агентствами недвижимости. Естественно, во всех случаях сотрудничество подтверждено наличием договоров о партнерстве. Есть и бизнес-план, и алгоритм сотрудничества. Такие агентские компании осуществляют реализацию квартир в наших жилых комплексах «Тихий двор» и «Рассвет», имея все необходимые от нас полномочия, информацию и допуск на площадку по специальным пропускам. Продажи осуществляются по единому ценнику: в ЖК «Тихий двор» цена квадратного метра составляет 29 450 рублей за метр, в ЖК «Рассвет» – 26 000 рублей за кв. м. Сейчас мы занимаемся организацией экспозиционных квартир для большего удобства при осуществлении показов нашим потенциальным дольщикам.

Более того, в самое ближайшее время на нашем сайте мы разместим перечень компаний, уполномоченных заниматься показами и реализацией квартир на наших объектах. С хорошими профессионалами всегда полезно и приятно иметь дело.

Но, если какие-то риэлторы выклянчивают у вас деньги, обещая немыслимые скидки, а этой фирмы нет в списке агентств недвижимости, с которыми у ИСК «Дисса» имеются партнерские отношения, знайте – вы рискуете своими деньгами.

Если где-то риэлторы вам рассказывают о каких-то квартирах в наших ЖК якобы от подрядчиков, знайте – ИСК «Дисса» работает напрямую с подрядными организациями и поставщиками стройматериалов и купить и, стало быть, оформить такую квартиру в четком соответствии с законодательством можно только в офисе нашей компании по адресу: г. Самара, ул. Ставропольская, 3.

– ИСК «Дисса» занимается не только организацией продаж квартир в своих жилых комплексах «Тихий двор» и «Рассвет», но реализует квартиры и в других комплексах от других застройщиков. Как строится реализация в этих случаях?

– Действительно, мы продаем квартиры во многих самарских жилых комплексах, выступая здесь уже в качестве агента. Например, «Дисса» реализует квартиры в ЖК «Бриг», расположенном на пересечении улиц Ново-садовой и лейтенанта Шмидта. Четкие договорные отношения, единый ценник и полная прозрачность взаимоотношений делают наше партнерство весьма эффективным с точки зрения количества продаж. Сотрудничаем мы и с другими компаниями.

Поверьте, работать открыто и честно по отношению к своим партнерам, коллегам, клиентам всегда очень выгодно. Репутация дорогого стоит!