Распределение ролей. 9 ролей, которые менеджеры играют в командах

Статьи

«Умение работать в команде» – эти слова постоянно встречаются в резюме самых разных специалистов. Вот только вряд ли работодатели интересуются, а кем именно в команде умеет работать кандидат. А между тем, как показали многолетние исследования и практика Мередита Белбина, автора классического труда «Команды менеджеров. Как объяснить успех или неудачу», полезных командных ролей всего девять, знание же своих командно-ролевых профилей помогает использовать собственный потенциал с максимальной отдачей.

Принцип равновесия

В книге Белбина обстоятельно описан эксперимент, проводившийся в течение 10 лет в колледже менеджмента Хенли, старейшем европейском управленческом колледже. Основой его были управленческие игры, к которым со временем добавились семинары по командам менеджеров. Эти игры моделировали «взаимодействующее влияние командных бизнес-решений на бизнес-результаты». В итоге была разработана, а затем и проверена на практике, теория командных ролей и разработанные на ее основе принципы управления.

«Поиграв» с разными составами, Белбин и его коллеги выяснили, что однородные команды, даже состоящие из одних только «умников», как правило, проигрывают (об особенностях команд, состоящих из людей с похожими индивидуальными характеристиками, читайте в доп. материале). Выигрывают же те, где соблюдается принцип равновесия, где подобраны люди, хорошо уравновешивающие друг друга. «Таким путем, – пишет Мередит Белбин, – человеческие слабости можно скомпенсировать, а сильные стороны использовать наиболее продуктивно».

Итак, наиболее продуктивны классические смешанные команды. Однако создание такой команды требует от ее составителя высокой квалификации. Поэтому, пишет автор, есть много доводов в пользу формирования групп, члены которых не столь специализированы в своих функциях и способностях. «Дисциплинированные и ориентированные на командную работу стабильные экстраверты, обладающие достаточными умственными способностями, образуют стабильно хорошие команды, распределяя между собой разнообразные функции, которые необходимо выполнять».

Люди команды

Как выяснили исследователи, и подтвердил производственный опыт по компоновке команд, существует всего девять полезных командных ролей, и, как пишет Белбин, полноценных представителей этих типов должно оказаться достаточно для решения любой задачи.

Изначально «полезные люди в команде» назывались Работник компании, Председатель, Шейпер, Генератор, Исследователь Ресурсов, Аналитик-Стратег, Душа Команды, Педант и Специалист. Но под влиянием человеческого фактора два из них пришлось изменить: управляющие менеджеры были недовольны, когда их характеризовали как Работника компании, или возмущались, когда человека невысокого ранга называли Председателем. В результате Работника переименовали в Реализатора, а Председателя – в Координатора. Определиться с собственной командной ролью поможет Лист самооценок, приведенный в книге, а более новые редакции командно-ролевого теста доступны через систему e-Interplace в режиме онлайн на сайте http://www.narashvat.ru