Прыжки через ступени

Статьи

Чтобы добиться высокой должности, совсем не обязательно иметь солидный опыт работы. Но чтобы управлять бизнесом, нужно обладать лидерскими компетенциями, а они приобретаются только со временем

Чтобы сделать карьеру, достаточно наглости и амбициозности – таково распространенное мнение. Само понятие «карьерист» имеет негативный оттенок, причем не только в среде обывателей, но и в бизнесе. Однако такое отношение к карьеристам несправедливо.

Наглость часто путают с напором и энергией, а слово «амбиции», имеющее в русском языке скорее отрицательное значение, применительно к деловой сфере по смыслу ближе к английскому ambition – «стремление». Амбиции – полезное качество, и главное, как утверждают работодатели, оно встречается нечасто. К тому же для быстрого продвижения по службе нужны не только амбиции, но и профессионализм. Причем профессионализм этот – особого свойства.

Казалось бы, существует аксиома: профессионализм есть производная от опыта, который приходит с годами. Однако сейчас в российском бизнесе усиливается тренд, отчасти опровергающий этот тезис. Топовые позиции в компаниях все чаще занимают молодые люди, не имеющие солидного опыта. Мы опросили более десяти молодых руководителей, предложив им описать историю своей карьеры и указать качества, которые, по их мнению, явились ключевыми в достижении успеха. Главным конкурентным преимуществом карьериста наши респонденты назвали багаж теоретических знаний в своей профессиональной области и кругозор, более широкий, чем у среднестатистического менеджера. Но этих качеств оказывается достаточно только для того, чтобы добраться до высокого поста. Чтобы успешно работать на этом посту, нужно обладать лидерскими компетенциями, а они приобретаются только с опытом.

Механизаторы широкого профиля

Рост молодых карьеристов, как правило, начинается сразу после окончания вуза, а зачастую – уже на старших курсах. Примеры головокружительных карьер мы находили в совершенно разных областях, от юриспруденции до психологии. Так, один из респондентов, выпускник факультета менеджмента, некогда начинал рядовым сотрудником в инвестиционной компании, потом стал одним из помощников ее владельца, а затем попал в аппарат правительства. Другой участник опроса, выпускник кафедры политической психологии, в начале своей карьеры работал на выборах на рядовых должностях, а впоследствии стал консультантом одной из крупнейших политических партий страны. Нередко, когда карьеристы добираются до высоких постов, их возраст не превышает 25-27 лет.

С одной стороны, такие сферы, как менеджмент и политический консалтинг, предполагают наличие разных механизмов продвижения по служебной лестнице. С другой стороны, у всех молодых карьеристов есть одна общая черта – их знания в своей профессии выходят далеко за рамки конкретных должностных обязанностей. Благодаря этому молодые люди выигрывают в конкуренции с коллегами, обладающими большим опытом работы. Так, отправной точкой в карьере юриста по имени Александр стал неординарный по многим показателям договор, который необходимо было отредактировать в сжатые сроки так, чтобы, с одной стороны, не исказить его смысла, а с другой – свести к минимуму возможные риски компании. Договор сопровождал операции с партнерами из ближнего зарубежья, поэтому требовал детального знания не только российского, но также иностранного законодательства и деловой практики. То, что задача была выполнена качественно и в срок, побудило заказчика предложить молодому специалисту работу по юридическому оформлению другого сложного договора, а через некоторое время Александр был приглашен на должность начальника юридической службы компании.

Еще одну историю нам рассказал Валентин, политолог по образованию. «Моя карьера началась с публикации научной экспертизы Закона о выборах, – говорит он. – Обычно законы анализируются отдельно, политические технологии – отдельно. Я установил связь между этими сферами, показав, как можно обойти законодательные проблемы при работе на выборах. Эта работа стала поводом к знакомству с людьми, заинтересованными в реализации описанных мной проектов». В приведенном случае Валентин выступил одновременно юристом и политологом, что выгодно выделило его на кадровом рынке.

Два примера объединяет то, что респонденты продемонстрировали видение связи между теорией и практикой профессий, которым они обучались в университетах. Тем самым они дали понять, что их знания позволяют создавать сложные интеллектуальные продукты. «Широта знаний – необходимое условие для карьеры, – отмечает молодой менеджер Евгений. – Для того чтобы тебя считали специалистом, ты должен знать обо всем чуть больше, чем другие. Кроме того, чтобы браться за новые проекты, тебе зачастую необходимо знание нескольких рынков сразу. Это позволяет понять суть проблем, с которыми предстоит столкнуться».

На работодателя широкий кругозор производит впечатление. Тем более когда большинство сотрудников способны выполнять только узкие задачи, что отчасти является издержками долгой работы в компании: человек развивается в рамках той функции, которую он ежедневно выполняет. При появлении задач, превосходящих уровень рутины, менеджеров, способных взять их на себя, зачастую просто не оказывается. В такой ситуации новичок, особенно умеющий себя эффектно подать, быстро становится звездой.

Менеджер с хорошим аппетитом

Еще одна черта, объединяющая молодых карьеристов, – стремление справляться с поставленными задачами самостоятельно, что порождает своеобразное отношение к командной работе. «Команда хороша, когда все игроки одинаково сильны, – рассуждает один из наших собеседников, – а если в некоторых сотрудниках ты не уверен, а другая часть явно не обладает необходимой компетенцией (именно так чаще всего и бывает), то команда скорее мешает».

Такая позиция не означает, что карьеристы вовсе отказываются работать в команде. Однако значительная зона индивидуальной ответственности для них крайне важна. «Даже когда ты сам формируешь команду и сам ею управляешь, – замечает маркетолог Максим, – усилий на то, чтобы контролировать сотрудников, уходит приблизительно столько же, как если бы ты делал всю работу самостоятельно».

Индивидуализм далеко не всегда связан с корыстными мотивами. Для большинства менеджеров это прежде всего свойство характера, проявление перфекционизма, из которого рождается желание полностью контролировать проект. С другой стороны, каждый молодой карьерист понимает, что проекты являются основой его репутационного капитала и залогом дальнейшего роста. Абсолютное большинство наших респондентов уверено, что при переходе на более ответственную должность известные проекты, в которых они были рядовыми участниками, уступают по значимости пусть небольшим, но самостоятельно выполненным задачам. Поэтому делиться лаврами с коллегами не хочется.

Недолго музыка играла

Чаще всего карьеристы проявляют себя в решении сложных, но краткосрочных задач (составить бизнес-план или сложный юридический документ, подготовить аналитический отчет о ситуации в отрасли и пр.). Между тем известно, что настоящий менеджер проявляет себя на длинной дистанции. Ведь мало написать стоящий бизнес-план, его надо еще и реализовать. А результаты реализации зачастую проявляются нескоро, и к этому моменту карьерист, скорее всего, уже покинет компанию.

Конечно, перфекционизм и широта познаний сотрудника не могут не радовать руководство предприятия. Вместе с тем ожидания молодых менеджеров относительно своего карьерного роста редко совпадают с возможностями компаний. Во-первых, росту препятствует наличие естественной иерархии: получить более высокую должность невозможно, если ее занимает сотрудник, для увольнения которого нет особых причин. Во-вторых, как отмечают наши собеседники, быстро повышать молодого сотрудника работодателю мешают причины психологического характера. «Почти невозможно убедить работодателя в том, что за год ты уже набрал достаточно знаний, чтобы выполнять более сложные задачи и получать зарплату, сравнимую с той, которую он сам получает», – сетует экономист Илья.

Поэтому единственный способ обеспечить быструю карьеру – переходить из одной компании в другую. Как правило, смена места работы сопровождается расширением круга обязанностей и резким повышением зарплаты. «Меня ни разу не повышали в рамках какой-то одной компании, – признается Евгений, – но каждый раз при переходе на новую работу я перескакивал сразу через несколько ступенек карьерной лестницы». Добавим, что частая смена работы необходима еще и потому, что она расширяет профессиональный кругозор карьериста – усиливает его главное конкурентное преимущество на рынке труда. «Переход в более крупную компанию был мне необходим, поскольку здесь задачи сложнее, – говорит специалист по PR Елена, только что сменившая место работы, – но я уже сейчас понимаю, что должность рядового участника проекта меня не устраивает, и без повышения долго работать, скорее всего, не буду».

Стоп машина!

И все же рано или поздно наступает момент, когда карьерист занимает пост, на котором стремительное восхождение по служебной лестнице прекращается. Чаще всего остановка происходит тогда, когда занимаемая должность предполагает достаточно высокую степень ответственности. А это вполне соответствует амбициям карьериста. «Сейчас идеи для 90% проектов исходят непосредственно от меня, в чем я вижу главный плюс своей работы», – отмечает Максим. «Когда меня брали на эту работу, четкого понимания того, какие задачи мне предстоит решать, еще не было, и круг обязанностей, которые я сейчас выполняю, во многом создавался мной самим», – говорит другой наш собеседник.

Но сможет ли молодой менеджер решить эти задачи – большой вопрос. Переломный момент в его карьере заключается в том, что если раньше компания была для него исключительно инструментом личного роста, то отныне его личные интересы тесно связаны с ростом бизнеса, в котором он работает. Индивидуализм, до сих пор являвшийся двигателем карьеры, теперь становится главным препятствием. Ведь задачи компании в одиночку решать невозможно, а навыков командной работы за плечами нет. Дальнейшая судьба такого менеджера и компании, которая находится отчасти под его началом, будет зависеть от того, способен ли он эти навыки приобрести. Если нет, то его влияние на бизнес будет скорее негативным.

Иллюстрация: Кирилл Рубцов