Про агента и клиента

Статьи

Агент риэлторской компании Владимир Караваев приходил на работу раньше других. Еще совсем недавно он был стажером и сейчас хотел понравиться начальству. В утренней тишине офиса он пил кофе, пробуждаясь от сна, просматривал базы данных по квартирам, листал газеты и размышлял, как заработать побольше денег.

Утро. Пятница

В ту пятницу все было как обычно. Включив компьютер, Владимир Караваев тупо уставился в экран, небольшими глотками отхлебывая дымящийся кофе.
Мысль не шла.

Резкий телефонный звонок вывел Караваева из оцепенения. На том конце провода вкрадчивый мужской голос поинтересовался, может ли он оставить заявку на квартиру.

– Конечно, – откликнулся агент и начал записывать пожелания клиента – тот хотел купить однокомнатную квартиру в этом районе в пределах 300 тысяч долларов.

Но оформив заявку и продиктовав свои координаты (это клиент попросил), Владимир не стал спешить с поиском варианта. Он знал, что заявки по телефону частенько оказываются лишь пустым фантиком: люди обзванивают все фирмы подряд, оставляют заявки, а когда вариант находится, отказываются от него.

Вот и сейчас, чтобы не тратить время зря, Владимир отложил листок в сторону и вскоре забыл и о нем, и о клиенте.

Время не терпит

Ближе к полудню в офис стали подтягиваться сотрудники, жизнь закипела. Около двух часов дня Караваеву снова позвонили – сказали, что по рекомендации, попросили помочь продать однокомнатную. Опять же в этом районе.

– Сколько за нее хотите? – поинтересовался Караваев.

– Тысяч 250 зеленых, но продать надо срочно.

«Ну да, за такие деньги и срочно… Где ж вы дураков найдете», – заворчал про себя Владимир и тут вспомнил об утреннем звонке. Желания обоих клиентов почти совпадали! А разница в 50 тысяч долларов могла бы стать неплохим наваром. Квартальный план, и прочее… Это было в интересах Караваева.

Уже подсчитывая будущие барыши, Владимир и не заметил, как машинально положил трубку. А когда опомнился, схватил ее снова, но в трубке были слышны лишь короткие гудки.

Обидно! Ведь Караваев даже телефона клиента не записал!

Но Караваев расстраивался недолго. Не прошло и пяти минут, как снова позвонили. Это был тот самый клиент, с которым прервалась связь. Чтобы не упустить его вторично, Караваев сразу же записал координаты продавца и предложил заглянуть в офис – для заключения договора.

Клиент возник на пороге фирмы ровно через час.

– Кто здесь Караваев будет? – спросил рослый мужчина средних лет.

Обменявшись рукопожатиями, агент и клиент проследовали в переговорную комнату. Через пятнадцать минут можно было подписывать договор. Караваев вышел в офис.

– Никто тебе за эту квартиру 250 тысяч не даст, – хмыкнул начальник, изучив документы.

– Да есть у меня кое-кто на примете, – не без гордости заявил Караваев. – Надо попробовать…

– Что ж, твое дело, – и, чиркнув свою подпись, начальник заспешил к выходу. – Знаешь ли, пятница, дача… Сам справишься.

Встретимся на месте

Караваев решил ковать железо пока горячо.

Он тут же набрал номер «утреннего» покупателя и пригласил в понедельник посмотреть квартиру. Встретиться договорились у дома, в 18-00.

К месту встречи клиент подъехал на дорогой иномарке. «Да, тут действительно можно заработать», – подумал Владимир, когда из машины вышел респектабельный мужчина средних лет. Он представился, пожал Владимиру руку, и оба отправились смотреть квартиру.

Ею Кирилл, так звали представительного покупателя, остался доволен, пообещал, что в понедельник привезет аванс. Но хозяина квартиры это не устраивало – он желал получить аванс немедленно.

– Но у меня с собой нет таких денег, – начал раздражаться Кирилл. – Я же не знал, что квартира мне сразу же понравится и с меня потребуют предоплату. Сказал же, деньги будут в понедельник!

Нехотя хозяин квартиры согласился подождать пару дней.

Уже на улице покупатель все-таки признался Владимиру, что 300 тысяч за такую квартиру – многовато, а вот за 280 он готов ее купить.

– Маман очень хочет жить в этом районе, даже дом продала, чтоб поближе к сыну, – объяснил бизнесмен.

Что ж, 280 тоже неплохо, Караваева и тридцать тысяч навара вполне устраивали, и потому он, довольный собой, протянул Кириллу визитку.

– Буду ждать вас в понедельник в офисе, тогда же все и оформим.

А вот и новые покупатели

Но на следующий же день, в субботу у Владимира зазвонил телефон – взволнованным голосом хозяин продаваемой квартиры сообщил, что, мол, у него появились другие покупатели и они готовы взять квартиру прямо сейчас. Правда… только за 245 тысяч. И сегодня могут дать 2000 долларов аванса, чтобы в понедельник выйти на сделку.

– Правда, не очень они мне понравились, – признался звонивший. – Но ведь и ваш клиент сегодня говорит «да», а завтра и отказаться может. А я покупателей потеряю. Может, позвоните своему клиенту, уладите дело с авансом, чтоб я был уверен…

Караваеву ничего не оставалось, как пообещать утрясти вопрос.

Он набрал мобильный Кирилла, но трубку взяла его жена и сообщила: Кирилл уехал в область, к маме за деньгами. И еще пояснила: ведь из дела муж деньги вынуть не может.

Растерявшись, Владимир принялся названивать своему менеджеру – уж начальство должно подсказать, как быть в этой непростой ситуации? Но мобильный его был отключен – ну да, суббота, все на дачах. Что делать? Как поступить? А тут еще хозяин квартиры звонит, нервирует…

Владимир понял: если через час-полтора ничего не придумает, квартира уйдет. И не видать ему тогда хорошей прибыли. Что ж, придется заплатить свои…

– Хорошо, я заплачу, – сообщил он продавцу, когда тот позвонил в очередной раз. – Есть у меня 1200 баксов, сегодня внесу их в качестве аванса.

На том конце провода некоторое время было тихо, но наконец в трубке пробасили:

– Хорошо, привозите.

Понедельник – день тяжелый

…В понедельник в офисе раздался звонок и расстроенный Кирилл сообщил, что купить квартиру сейчас не может – мать денег не дала. Извинившись, он пообещал агенту, что как только уладит дела с мамашей, обратится к нему.

Караваев был в шоке. Позвонил продавцу, предложил расторгнуть соглашение – мол, покупатель брать не хочет.

– Сожалею, но это ваши проблемы, – услышал он ответ. – Но если через две недели (договор был составлен именно на такой срок) вы не пристроите мою квартиру, аванс я вам не верну.

– Похоже, плакали мои денежки, – горько подумалось Караваеву. – Ведь красная цена этой квартире – 230 тысяч баксов. А за 250 ее вряд ли кто возьмет.

Комментарий юриста

Михаил Раздольский, руководитель отделения «Октябрьское поле» корпорации «ИНКОМ-недвижимость»:

– Молодые, не очень опытные агенты частенько попадаются на подобные уловки аферистов. И такой сценарий ими, как правило, готовится заранее. В фирме, занимающейся недвижимостью, они подыскивают себе «жертву» – для этого загодя изучают ситуацию на месте. Когда жертва на крючке, мошенники записывают координаты агента и приступают к разработке «операции».

Как правило, она проводится в пятницу, когда руководство риэлторской фирмы обычно в офисе отсутствует, уезжая на выходные за город и отключая мобильную связь.

Читая лекции своим стажерам и начинающим агентам, я не устаю повторять: будьте бдительны! Заманчивые предложения, да еще перед выходными днями, ни к чему хорошему не приводят. Особенно, когда агента торопят, подстегивая продать быстро и подороже. А быстро, как правило, получается дешевле.

Вместо того, чтобы подсчитывать ирреальную прибыль, Владимир должен был просто проанализировать ситуацию – наверняка не пришлось бы ему платить свои деньги, которые вряд ли когда-нибудь к нему вернутся.

Фото: www.coddan.ru