Пессимист в команде. Как превратить негативность в продуктивность

Статьи

Пессимисты в команде могут не только усложнить, но и застопорить работу. Практика показывает, что попытки игнорировать их постоянные негативные замечания или спорить с ними ни к чему хорошему не приводят. Однако существуют способы помочь пессимисту «исправиться» и повысить продуктивность команды.

Первый шаг на пути нейтрализации пессимистов – выявление причин отрицательных установок. Родерик Крамер, профессор по организационному поведению Стенфордской школы бизнеса, отмечает, что у некоторых людей пессимизм в крови, а у других он может быть логически обоснован. Наиболее распространенные причины пессимизма: отсутствие карьерного роста, потребность во внимании, попытки скрыть недостаток знаний и навыков.

Маршалл Голдсмит, автор книги «То, что помогло вам попасть сюда, не поможет вам попасть туда» (What Got You Here Won´t Get You There), считает, что вне зависимости от причин пессимизма решить проблему можно, сосредоточившись на конкретном поведении. Ведь повлиять на поведение человека гораздо проще, чем пытаться изменить его убеждения и ценности, формировавшиеся на протяжении всей жизни.

Отведите пессимиста в сторонку и объясните ему, как воспринимаются его негативные замечания, и к чему они приводят. Основное правило при проведении подобных «воспитательных» бесед, говорит Джон Катценбах, автор книги «Коллективная мудрость» (Wisdom of Teams), соблюдать баланс положительного и отрицательного в своей речи. Дайте пессимисту понять, что его мнение значимо, и его высказывания влияют на атмосферу в коллективе. Подобная беседа может также помочь выявить истинные причины пессимизма.

Не позволяйте негативным высказываниям закрепляться в сознании членов команды, переформулируйте пессимистичные заявления. Попросите их автора пояснить и дополнить свои слова. Например, если он говорит: «Этот проект никогда не пройдет дальше отдела финансов», поинтересуйтесь, почему он так думает и спросите: «А что мы можем сделать, чтобы проект прошел дальше отдела финансов?». Еще один способ – предложить членам команды говорить предложениями с «но». Например: «Этот проект никогда не пройдет дальше отдела финансов, НО лучше сделать основу под него сейчас, потому что в следующем году финансы смогут одобрить больше технологических проектов».

По мнению Родерика Крамера, социальные санкции иногда более действенны, чем санкции руководителя. Роль лидера в данном случае заключается в том, чтобы установить нормы поведения в команде и просить всех следить за их соблюдением. А Маршалл Голдсмит утверждает: «Честность хороша за исключением тех случаев, когда она деструктивна и ни к чему не ведет».

Однако ведя борьбу с пессимизмом в команде, не забывайте о том, что скептические замечания тоже ценны, даже если они вам не нравятся. В некоторых случаях тревоги, которые озвучивают пессимисты, могут быть вполне обоснованы и обнажают объективно проблемные места в работе. Например, в команде НАСА были пессимисты, утверждавшие, что шаттл «Коламбия» не готов к запуску. И если бы к их мнению прислушались, можно было бы предотвратить катастрофу.

При подготовке статьи использованы материалы BusinessWeek

Фото: shkolazhizni.ru