Перспективы развития рынка риэлторских услуг в Москве

Статьи

Интервью первого заместителя генерального директора «МИАН-агентство недвижимости» Дмитрий Кузнецов.

— В связи с сокращением квартир в Москве многие агентства недвижимости перестраивают свой бизнес, в частности, сокращаются риэлтерские отделы. Как обстоит с этим ситуация в вашей компании? — Бизнес МИАН всегда динамично меняется, однако о сокращении отделов из-за уменьшения рынка риэлтерских услуг речи пока не идет. Просто в связи с изменениями на рынке уже на протяжении года у нас в компании идет перестройка схем работы с клиентами.

Что касается новостроек, то у нас сейчас достаточно большое количество предложений по Москве и близлежащему Подмосковью. Ни спада в продажах, ни сокращения числа клиентов не наблюдается. Таким образом, нелогично было бы увольнять сотрудников. Возможно, эта ситуация касается тех компаний, у которых не очень большие объемы реализации изза неправильно построенной работы. В этом случае, сократив свои объемы, они также получат меньшее количество клиентов.

Отделы, которые занимаются в «МИАН-агентство недвижимости» вторичным рынком жилья, наоборот укрупняются.

И в целом по рынку зафиксирована такая же ситуация. На мой взгляд, в перспективе существует еще достаточно большой запас предложения. Несмотря ни на что, новые дома продолжают строиться, на вторичном рынке стагнации также не предвидится, поэтому работы для риэлтеров вполне достаточно, может быть, ее становится даже больше. Так что речь может идти о совершенствовании деятельности или введении новых ИТ-систем, что влечет сокращение обслуживающего персонала и только.

— Какие игроки в настоящее время делят рынок риэлтерских услуг, и как меняется соотношение их долей в столице?

— В тройку лидеров сегодня стабильно входят «МИАН-агентство недвижимости», «Миэль-недвижимость» и «Инком». Серьезной конкуренции и увеличения доли других агентств на рынке за последние несколько лет не зафиксировано. Скорее рынок уже практически определился, и сейчас уже четко выделены сферы влияниятого или иного агентства. Например, «МИАН-агентство недвижимости» — безусловный лидер в сегменте новостроек, поскольку реализует как собственные проекты ГК МИАН, так и сторонние. В результате потенциальному покупателю предлагается максимальный выбор квартир. Другим существенным направлением для компании является посредническая деятельность на вторичном рынке. Загородных проектов, где ГК МИАН выступает в качестве девелопера, пока нет.

— У вас нет такого ощущения, что по прошествии некоторого, совсем непродолжительного времени, небольшие риэлтерские структуры просто исчезнут со столичного рынка?

— Да, пока есть лидеры и «второй эшелон». Разумеется, такие компании, как МГСН, «Домострой», «Пересвет», «Азбука жилья», «Бест-недвижимость», вряд ли уйдут, у них есть уже наработанная база. Но есть и совсем маленькие агентства, они появляются и исчезают, и в этом нет ничего удивительного. Однако серьезные игроки будут укрупняться, поскольку значение риэлтерских агентств на рынке все больше возрастает. Сегодня уже общепризнанно, что для проведения любой сделки в сфере недвижимости необходимо обращаться за консультацией к профессионалу. Не только для того, чтобы существенно ускорить и упростить процесс, но и для того, чтобы в итоге обезопасить сделку.

— Какие тенденции, на ваш взгляд, следует выделить на рынке?

— Крупные агентства недвижимости начнут разделяться на отдельные компании, как это сделали мы. Отдельные направления будут выделяться в бизнес-единицы, и структурно бизнес станет превращаться в некие группы компаний. При этом в их составе закрепятся самостоятельные агентства недвижимости. И те, кто еще не последовал этой практике, наверняка пойдут по такому пути.