Отчет о проведении III Московского форума лидеров рынка недвижимости

Статьи

5-7 ноября 2008 года в Экспоцентре на Красной Пресне состоялось центральное событие рынка коммерческой недвижимости России – III Московский Форум лидеров рынка недвижимости (Moscow Real Estate Forum – MREF 2008).

Организаторы Форума: деловая газета «Ведомости» и выставочная компания «Привет-Экспо» при поддержке Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

В адрес Форума было направлено приветствие С.Воскресенского, заместителя Министра экономического развития РФ.

Среди спонсоров MREF 2008: ОАО «КОМСТАР-Объединенные ТелеСистемы», компания Knight Frank.

Основной целью III Московского Форума лидеров рынка недвижимости MREF 2008 стала интеграция лидеров международного и российского рынка инвестиций и недвижимости для обмена опытом и дальнейшего сотрудничества. Форум состоялся в непростое для всего отечественного бизнеса время, когда многие компании и финансовые институты оказались перед лицом серьезного финансового кризиса. Однако именно этот фактор повлиял на актуальность состоявшегося на площадке Форума диалога и принес реальные, практические результаты для его участников. MREF 2008 подтвердил необходимость проведения в Москве ежегодного масштабного мероприятия, объединяющего рынок недвижимости и инвестиций.

Работа MREF ориентирована на самый широкий спектр специалистов: представителей инвестиционных, управляющих фондов, банков, финансовых структур, федеральных и региональных органов власти, сферы строительства, девелопмента и консалтинга, а также групп потенциальных арендаторов и собственников офисной, торговой, складской и промышленной недвижимости. Многоуровневость мероприятия создает все условия для конструктивной работы как руководящего состава отрасли, так и среднего звена рынка для установления новых контактов, расширения сферы деятельности и раскрытия новых возможностей для бизнеса.

В рамках III Московского Форума лидеров рынка недвижимости состоялись:
• Международная конференция «Недвижимость по правилам и без. Инвестиции, коммерция, интеграция»
• Международная инвестиционная выставка «COMMERCIAL REALTY»
• Тематические семинары, круглые столы, панельные дискуссии, мастер-классы

Участниками MREF 2008 стали свыше 350 российских и зарубежных компаний рынка инвестиций и недвижимости.

В работе Форума приняли участие: Эрик ван Эгераат, главный архитектор Erick van Tgeraat associated architects; Сергей Гоголев, генеральный директор представительства TriGranit в России; Марк Полит, руководитель отдела офисной недвижимости C&W/S&R; Владимир Чесноков, заместитель губернатора Владимирской области; Рашат Фаттахов, заместитель министра экономики республики Татарстан; Александр Вагин, президент компании «ОТКРЫТИЕ-Недвижимость» и др.

Инвестиционные проекты, потенциал развития и свои возможности представили Администрации Калужской, Тюменской, Костромской, Тверской области, Правительства Москвы, Республики Чувашия, г.Омска, компании из Италии, Турции, Хорватии, Сербии, Германии, Украины, ведущие игроки рынка недвижимости: ОТКРЫТИЕ–Недвижимость; Finstar Properties Limited; Объединенная Строительная Компания; Промингрупп; ГК МАГАЗИН МАГАЗИНОВ; Гарант-Инвест; МИЭЛЬ-Консалт, Управление высотного строительства и др..

Всего на выставке было представлено около пятисот инвестиционных проектов и объектов Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, 17 регионов России и 6 зарубежных стран.

СТРУКТУРА УЧАСТНИКОВ ФОРУМА ПО СОСТАВУ:

• Девелоперские, строительные компании – 34%
• Инвестиционные компании – 10%
• Консалтинговые, управляющие компании – 19%
• Органы государственной и муниципальной власти
– 9%
• Инженерно-техническая эксплуатация объектов и технологические разработки
– 12%
• Риэлторские агентства – 4%
• Профессиональные ассоциации – 4%
• СМИ – 8%

ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА ВЫСТАВКИ

Деловая программа выставки стала площадкой открытого и конструктивного диалога для обсуждения наиболее актуальных вопросов рынка недвижимости и инвестиций, представления инвестиционных возможностей и продвижения наиболее крупных объектов. В рамках деловой программы выставки состоялось около 30 мероприятий информационно-аналитического, консультационного и практического характера.

Особое место в деловой программе заняли презентации инвестиционного потенциала российских регионов, которые были проведены правительствами Калужской, Тюменской и Тверской областей.

Управление развития и реализации межрегиональных строительных программ Правительства Москвы выступило организатором круглого стола, где был представлен ход выполнения Программы межрегионального сотрудничества строительного комплекса столицы и перспективы ее развития.

Департамент города Москвы по конкурентной политике (Тендерный комитет) представил упрощенную схему проведения аукциона в условиях экономического кризиса на семинаре «Земельные аукционы в столице – новые возможности для инвесторов».

Организаторами ряда мероприятий выступили зарубежные партнеры Форума. Компанией Dynamic Communications Group (Сербия) была проведена презентация инвестиционных проектов Белграда и регионов Сербии.

Латвийское агентство инвестиций и развития (ЛАИР) совместно с Посольством Латвийской Республики в РФ выступило организатором семинара «Латвия – надежный бизнес партнер в Европейском союзе», в ходе которого прошли презентации представителей ЛАИР, портов и свободных экономических зон Латвии, бизнес парков, юридических и налоговых консультантов, консульского отдела Посольства Латвии и Латвийского бизнес клуба в РФ.

Особый акцент при формировании программы был сделан на мероприятия, которые позволяют выработать алгоритмы работы в условиях финансового кризиса, интегрировать усилия игроков рынка по преодолению сложных ситуаций, могут принести ощутимую пользу для дальнейшего развития бизнеса.

Участникам круглого стола «Финансовый кризис. Как выжить на рынке коммерческой недвижимости», организованного компанией Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, был представлен аналитический обзор текущей ситуации в офисном, складском и торговом сегменте, предложены практические советы девелоперам, владельцам и арендаторам, что делать в текущей изменяющейся среде.

Конференция «Международный кризис как предпосылка для развития жилищного рынка в России» проекта «Российский дом будущего» стала площадкой для выработки предложений к посткризисной программе развития жилищного рынка. Предложения по оперативному перевооружению строительной отрасли, усилению муниципальной ответственности за среду обитания, снижение издержек на землю и инфраструктуру, сбалансированности жилищного рынка за счет роста доли легального арендного и социального жилья существенно дополняют реализуемые Правительством РФ меры.

Компания Knight Frank выступила организатором двух мероприятий – конференции «Индустриальные площадки в России. Что год грядущий нам готовит?» и традиционного британского Five o’clock, на котором были освещены актуальные тренды на рынке офисной недвижимости в Москве и регионах в условиях финансового кризиса. К участию в этих мероприятиях были также приглашены ООО «Уралсеверснаб», девелоперская компания из Екатеринбурга, и компания «Московский БизнесИнкубатор», реализующая проект технопарка Nagatino i-Land.

Участники круглого стола «Инвестиции в недвижимость в условиях кризиса», организованного ГК «Промингрупп», обсудили причины кризиса в недвижимости, возможные пути его дальнейшего развития, влияние кризиса на привлекательность инвестиций в недвижимость, плюсы и минусы современных инвестиционных инструментов.

Проблемы и перспективы развития земельного рынка России в условиях кризиса стали темой семинара информационно-аналитического агентства «RWAY», где были представлены основные причинно-следственные связи между событиями на земельных рынках, взаимосвязь земельных рынков с другими сегментами рынка недвижимости, дан прогноз развития рынка земли в ближайшие годы.

Вопросам развития гостиничного бизнеса была посвящена панельная дискуссия «Навстречу гостеприимству. Гостиничный бизнес в России: выход в регионы», организованная консалтинговым агентством «Лобби». Представители региональных администраций жалуются на нехватку гостиниц, а гостиничные сети не знают о потребностях регионов. Что сдерживает сети от освоения регионов? С какими трудностями они сталкиваются, какой опыт приобретают? Какие отели нужны регионам и почему? В каких регионах самый привлекательный инвестиционный климат и самые благоприятные условия для развития индустрии гостеприимства? Эти и другие вопросы обсуждались участниками дискуссии, в которой приняли участие представители Управления туристско-рекреационных зон Федерального агентства по управлению ОЭЗ.

«Актуальность применения новых энерго- и ресурсосберегающих технологий малоэтажного строительства в условиях кризиса» – тема круглого стола, проведенного Национальным Агентством малоэтажного и коттеджного строительства. Участникам рынка были представлены современные технологии, существенно сокращающие затраты на строительство и эксплуатацию зданий.

Большой интерес участников и посетителей выставки вызвали мероприятия, ориентированные на целевые группы участников рынка недвижимости и имеющие практическую, консультационную направленность. В этом ключе были проведены мастер-класс «Специфика размещения кинотеатра в ТЦ» компании «Магазин магазинов», семинар «Геомаркетинг как современный метод исследования рынка недвижимости» компании «Russian Research Group», мастер-класс «Повышение эффективности торгового центра. Логика и логистика» компании 2L «Логика логистики».

Семинары Клуба Проектного Процесса были посвящены вопросам механизма подготовки инвестиционно-привлекательных проектов, снижения рисков, связанных с выходом компаний на региональные рынки. На стенде Клуба была организована работа «Единого проектного окна», где осуществлялось консультирование по подготовке проектов к финансированию.

СМИ
Выставку освещали ведущие общественно-политические и специализированные средства массовой коммуникации.
Информационные агентства:
«РИА НОВОСТИ», «ИНТЕРФАКС», АЭИ «ПРАЙМ-ТАСС».
Телеканалы:
«РБК ТВ», «Столица», «Третий канал», «CRE-News», «Недвижимость-ТВ», «Российская Недвижимость ТВ», «РТК-Медиа», Телеканал «B2B».

Печатные СМИ:
«Ведомости», «Известия», «РБК daily», «The Moscow Times», «Московская правда», «Московская Немецкая Газета», журнал «Московский вестник», журнал «МИР. Москва и регионы», Журнал «Бизнес-территория», Газета «Business & Financial Markets», Журнал «Мир строительства и недвижимости», «Commercial Real Estate UA», Журнал «Rent&Sale», Журнал «МИР&ДОМ. Бизнес», Аналитический Журнал «Инвестиции в строительство», Бюллетень «Автоматизация зданий», Журнал «СИБ: Строительство.Инвестиции. Бизнес».

Интернет-порталы и электронные периодические издания:
NERS.RU, sob.ru, Arendator.ru, TheProperty.ru, Еuropaproperty.com, commercialrealty.ru, rn.ru, oskn.ru, irn.ru, Недвижимость@mail.ru, «Взгляд», NERS.RU, bn.ru, 1rre.ru, dp-money.ru, Homeweek.ru, Realto.ru, prodevelopment.ru, knm.ru, Дни.ру, kvadroom.ru, delomag.ru, investor.kirov.ru

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Организационный комитет MREF-2008 осуществляет 100% регистрацию всех посетителей выставки с целью определения эффективности рекламной кампании мероприятия, оценки наиболее востребованных и интересных отраслей рынка и форм организации мероприятия.

Аналитическая обработка анкет посетителей выставки свидетельствует, что мероприятие подтвердило статус самой профессиональной площадки рынка недвижимости России. Выставку посетило свыше 2 000 профессиональных посетителей, представляющих различные сферы интересов на рынке коммерческой недвижимости, причем, 32% целевой группы было представлено первыми лицами и владельцами компании, 31% – руководителями высшего и среднего звена. Около 57% посетителей проявляли интерес к инвестиционным проектам и вопросам управления капитала на рынке недвижимости, 32% посетителей ориентировались на аренду и приобретение офисных, торговых и складских помещений, 10% были интересны сервисные и технические возможности рынка.

Московский Форум лидеров рынка недвижимости (MREF) ориентируется на четко выверенную целевую аудиторию, участие в Форуме руководящего состава крупнейших игроков рынка. MREF привлекает представителей крупнейших зарубежных и российских банковских и финансовых структур, сырьевого и промышленного комплекса, представителей федеральных и региональных органов власти, аудиторию потенциальных арендаторов офисных, торговых и складских объектов (крупнейшие российские и зарубежные корпорации, ведущие торговые операторы, производственные предприятия).