Орднунг юбер аллес – Порядок превыше всего

Статьи

В одном из своих недавних сочинений я затронул тему организованного хаоса, творящегося в корпорациях от недвижимости, однако у этого явления есть и обратная сторона – порядок. Имеется в виду порядок отношений между клиентом и агентом, сформированный мощными риэлторскими компаниями столицы еще десяток лет назад, когда понятие «эксклюзивный договор» прочно вошло в практику, и продать, обменять или купить квартиру в Москве стало возможным, выбирая для сотрудничества только одно, конкретное агентство недвижимости. Поэтому как бы я не относился к корпорациям, периодически считая их сливной лоханью для «охотников за головами» с периферии, но, тем не менее…

Вообще мысль навеяна пребыванием в отпускной период в славном городе Новороссийск. Городок невелик – чуть больше 200 тысяч населения, основная тема для работы – порт и все, что с ним связано. Любой другой бизнес носит фактически побочный характер, что неизменно отражается на его состоянии. Деятельность местного агентства недвижимости в точности отражает то самое «остаточное бизнес-явление» – беспорядок и полное отсутствие грамотной организации процесса. А самое отвратное то, что никто не имеет ни малейшего понятия о том, как строить отношения с клиентом, ограничиваясь беготней «на авось» в попытке «слупить» денег в конце процесса.

Да что там Новороссийск! Аналогичная ситуация повторяется в любом небольшом городе, где риэлтор изначально считается досадной помехой на пути реализации планов по покупке или продаже квартиры. Забавно, что при таком раскладе граждане не забывают обзвонить все существующие агентства недвижимости города и оставить им заявку, для того чтобы «поганые барыги» попытались найти покупателя на жилье. И таким образом, более-менее вменяемые отношения у периферийного агентства недвижимости строятся на работе с покупателями, которые просто не в состоянии ежедневно охватывать своим взором местную рекламную прессу в поисках нужного варианта, т.к. роль Интернета в маленьких городках как источника информации сводится практически к нулю.

Однако, не стану идеализировать отношения между покупательской стороной и риэлтором, т.к. вся работа ведется также на хрупком доверии, что в переводе на русский зачастую означает «вы мне помогаете купить квартиру, а я вам постараюсь не заплатить». И приходят потом в БТИ, центр оформления или УФРС, обнявшись, покупатель с продавцом, говоря, что нашли друг друга сами, хотя в реальности ребята просто «кинули» риэлтора, который и свел их вместе, проведя работу по поиску устраивающего обе стороны варианта. Аргумент, оправдывающий участников сделки в собственных глазах один – как же так, эти хады (риэлторы) хотели кинуть нас на 2 штуки баксов!? При этом все дружно забывают, что как раз без агента они оба сидели бы и дальше, протирая штаны в поисках своей «половины», а он всего лишь отрабатывал свой неполученный гонорар.

Здесь по идее и должен вступать в силу пресловутый эксклюзивный договор, предполагающий защиту интересов всех его сторон, включая агентство недвижимости. К сожалению, кроме Москвы и нескольких городов-миллионников нигде такие бумаги не подписывают, предпочитая «работать» по вышеуказанным «технологиям». Да дело даже не в каком-то договоре, если таковой и заключается, то в большинстве случаев он отнюдь не панацея, потому как отношения здесь меряются именно определенным кредитом доверия, отмеренным не в виде цифр или слов, а надежными рекомендациями, четкой организацией процесса и взаимной выгодой сторон. Бумага лишь закрепляет эти положения для уточнения круга прав и обязанностей, а также дает четкое понимание технологии работы агентства недвижимости: что будут делать, как, в какой срок, сумму вознаграждения и т.п.

Несмотря на столичные традиции в отношении эксклюзивных договоров, многие из потенциальных клиентов все равно настороженно относятся к любому документу, что предлагает подписать агентство недвижимости, даже не подозревая о принципах указанных в предыдущем абзаце. А мысль-то предельно проста. Главная роль у договора – это не принуждение заказчика к заведомо невыгодным условиям работы, а скорее подтверждение серьезности его намерений.

В Москве этот постулат уже много лет стал аксиомой именно благодаря стараниям корпораций, упорно проводящими при помощи своих пиар-служб генеральную линию, где основой является тот самый порядок в отношениях клиент – агентство недвижимости. Мы можем ругать их, критиковать за попытки монополизации рынка, постоянный прессинг в отношении своих агентов и т.п., но нельзя не отдать им должное в том, что именно им мы обязаны сегодняшним положением дел на рынке недвижимости Москвы, где действует общепринятое правило: Орднунг юбер аллес – порядок превыше всего.

Фото: www.grad-m.ru