О чем молчат столичные подземелья?

Статьи

Москва продолжает упорно расти не только вширь, но и вглубь. И если раньше застройщики ограничивались одним или несколькими подземными этажами при возведении торговых комплексов, то теперь очередь дошла и до использования подземных площадей под железнодорожным полотном.

Известная бельгийская компания Eurostation, занимающаяся строительством подземных туннелей и вокзалов выразила свое желание построить настоящий подземный город под железнодорожными путями Киевского вокзала. Подземелье непосредственно самого Киевского вокзала затронуто не будет, так как там находятся станции метрополитена.

Однако под железнодорожными путями, которые занимают огромные подземные территории в самом центре Москвы, будет построен целый подземный город, в котором расположатся офисы, гостиницы, а также торговые помещения и даже собственный парк общей площадью около 2,4 млн. кв. м.

Когда начнутся строительные работы, кто является заказчиком и объем инвестиций пока не называются.

Столичное правительство, в свою очередь, ратует за подземное строительство, и планирует ежегодно увеличивать его объемы. Чиновники отмечают, что это стратегическое направление градостроительного развития, поэтому к 2009 году его объемы планируется увеличить до 15% от всех московских строек. «В одобренной Правительством Москвы концепции освоения подземного пространства предполагается ежегодно увеличивать объемы подземного строительства на 150 тыс. кв. м.», – рассказал первый заммэра Москвы, глава стройкомплекса Владимир Ресин, добавив, что в дальнейшем город будет стремиться к тому, чтобы не менее 20% общей площади вводимых объектов приходились на подземные сооружения. По его мнению, «под землей может быть размещено до 80% складских помещений, 70% машиномест, 30% предприятий сферы обслуживания».

Если верить властям, с каждым годом строительство подземных торговых и культурно-досуговых центров будет увеличиваться в разы. При этом чиновники отмечают, что особое внимание будет уделено вопросам безопасности строительства.

А вопросы безопасности подземного строительства как раз и вызывают немало опасений. Освоение столичного подземелья отнюдь не безопасно и сопряжено с рядом трудностей. Скорее всего, немногие знают (и господин Ресин относится к их числу), что в подземной части Москвы на разной глубине скрыты в трубах и коллекторах 240 рек и речушек, вспомнить хотя бы Неглинку, которую несколько лет назад буквально достали из-под земли. Вряд ли кто-то слышал про более мелкие подземные реки, такие, как: Кабанка, Капли, Чара, Чечора, Рыбинка, Ольхова и Ольховец, Черторый, Пресня, Филька, Копытовка, Хапиловка, Синичка, Самотыга, Язвенка, Горячка, Жабенка, Чернушка, Гнилушка и еще множество других. Все они по мере разрастания мегаполиса были заключены в трубы.

Первыми с убранными с лица земли водными артериями столкнулись метростроевцы еще в 30-е годы. Именно из-за подземных рек первые тоннели Московского Метрополитена закладывались так глубоко. С этой проблемой сталкивались и коммунальные службы столицы, которым приходится ликвидировать последствия подземных размывов почвы и провалов грунта. Например, обрушение дома на Большой Дмитровке в 1998 году. Шестью годами позже там же произошел провал грунта на проезжей части.

Московские диггеры в свое время отмечали, что плохо продуманное строительство торгового центра на Манежной площади нарушило «гидрогеологический покой» находящейся там суффозионно-карстовой зоны, что должно повлечь за собой постепенное обрушение многих близлежащих строений. Диггеры считают, что поспешный снос гостиниц «Москва» и «Интурист», а также «Военторга», произошел именно по этой причине. Более того, гидроудар угрожает и многим другим достопримечательностям центра Москвы – Большому театру и даже Собору Василия Блаженного.

По их словам, около 15% московских территорий могут в любой момент провалиться в подземные пустоты. Не сложно представить, что будет, если начнется более активное осваивание подземных пространств, в том числе такой обширной территории под железнодорожными путями Киевского вокзала.

Руководитель отряда “Диггер-Спас”, ведущий независимый эксперт по геолого-техногенным проблемам мегаполиса в России Вадим Михайлов отмечает, что строительство подземного города под железнодорожными путями Киевского вокзала может вызвать необратимые геологические процессы. «Я считаю, что никакая компания, будь то британская, германская, бельгийская или какая либо другая корпорация, работающая с твердыми и стабильными грунтами зарубежных городов не способна на сегодняшний момент решить проблему нестабильности сложнейшей подземной столичной инфраструктуры. Из-за того, что предлагают бельгийцы и из-за тех фирм, которые уже что-то делают в Москве (и, видимо, уже выиграли тендер по использованию глубоких пространств, а может быть где-то и локальных) гибнут памятники архитектуры, разрушаются здание, активно идет уничтожение исторической застройки, по которым ползут трещины. И все это только начало, ведь под землей проложены метрополитен, газ, телекоммуникации. Все это просто не способно тесно взаимодействовать с подземным строительством, за которое так ратует московское правительство», – заключил он

Фото: www.trud.ru