Как строить карьеру в недвижимости

Статьи

Все знают, что чем богаче компания, тем больше зарабатывают ее сотрудники. Чем больше компания – тем больше возможностей для карьерного роста. Если вам не посчастливилось пробиться в “сырьевой” бизнес, возможно, карьерное счастье и благополучие ждут вас в недвижимости. И не важно, что по образованию вы не архитектор или прораб.

Бухгалтер

Задачи, стоящие перед бухгалтером, не зависят от специализации компании: это ведение бухгалтерского, управленческого и налогового учета деятельности предприятия. Однако времена специалистов-универсалов широкого профиля канули в Лету. Инвесторы, приходящие в строительство из других сфер бизнеса, например, из торговли, металлургии, зачастую стремятся привлечь своих, уже испытанных специалистов, которым привыкли доверять. Но переквалифицироваться удается далеко не всем.

Прежде всего работодатели при подборе кандидатов обращают внимание на знание определенных разделов бухучета, особенно характерных для строительного бизнеса. Ведь любой проект предполагает многообразные формы финансовых отношений: подряд, субподряд, аренда, инвестирование, соинвестирование, уступка прав, лизинг. Каждая их них требует особого “бумажного” сопровождения и, следовательно, работы с массой различной первичной документации, в том числе по списанию материалов, принятию работ, введению объекта в эксплуатацию. Однако и в целом бухучет в строительстве имеет свои особенности. Специализированного подхода в начислении налогов и взносов требует выплата зарплаты рабочим – гражданам других государств. Свои “подводные камни” есть и в учете финансовых потоков. В строительстве активно используются различные виды расчетов, в том числе кредиты, займы, векселя; со всем этим должен быть знаком претендент.

Так как учет в сфере строительства весьма специфичен, неудивительно, что существуют особые компьютерные программы: например, “1С: Подрядчик строительства” и другие. Навыков работы с этими программами также требуют от соискателя на бухгалтерскую должность. Помимо обычных бухгалтерских операций, в подобных разработках предусматривается расчет себестоимости продукции, списание материалов по объектам и даже ведение налогового учета с учетом строительных особенностей.

Специалисты соглашаются с мнением, что учет в строительных организациях – один из самых сложных. Понимают это и работодатели, возможно, поэтому и уровень зарплат для рядового бухгалтера в строительстве в среднем составляет $1,3-1,5 тыс. Заработная плата, предлагаемая главному бухгалтеру, зависит от масштабов деятельности организации. Так, в крупных компаниях она составляет $4-5 тыс.

Экономист

Специфика организации работы строительной компании требует от экономиста глубокого знания отрасли. “Конечно, экономисту не надо разбираться в производственно-инженерных вопросах на уровне прораба или проектировщика, – считает Григорий Алтухов, начальник отдела экономического анализа Департамента по инвестициям ОАО “Компания “Главмосстрой””. – Но фундаментальная подготовка и понимание организации и технологии строительного производства необходимы для успешной работы”.

По мнению работодателей, хороший специалист должен иметь два образования: строительное и экономическое, или одно, но дополненное весомым опытом работы. В настоящий момент существует ряд вузов, где наряду с экономистами общего профиля стали готовить и специалистов для строительной отрасли. В этом случае программа подготовка имеет свои особенности. Виталий Шошинов, заместитель декана факультета экономики, управления и менеджмента в строительстве МГСУ, сообщает: “Уже с первых курсов студенты специальности “Экономика и управление на предприятии” изучают блок инженерных дисциплин: строительные материалы и конструкции, основы архитектуры, строительные машины и т. д.”. Одновременно идет освоение экономических дисциплин.

В работе от экономиста требуется умение прогнозировать, ведь одно из направлений его деятельности – подготовка и оптимизация предварительных смет, коммерческих предложений, технико-экономических обоснований, документации для проведения тендеров. Однако специфика работы экономиста в строительной компании заключается в том, что реализация любого проекта занимает длительное время – несколько лет, поэтому прогнозирование ценовых показателей в условиях нашей нестабильной экономики – довольно сложная задача.

Помимо планирования показателей, на экономиста возлагаются и контролирующие функции. Прежде всего он должен вести график выполнения работ на период строительства и оперативный учет поступивших и списанных на строительство материалов. Также он проверяет взаиморасчеты с подрядными организациями, отслеживая финансовую документацию, в том числе и касающуюся себестоимости работ. Поэтому ему необходимы навыки составления смет и работы со специальными программами, например, “Гранд смета”. Помимо этого от кандидата требуется умение работать с большим количеством специальных форм (журнала КС-6а, формы КС-2, КС-3 и др.).

Требования к экономисту в каждой строительной компании индивидуальны и зависят от перечня его обязанностей. Следовательно, и уровень предлагаемой зарплаты определяет набор функций, возлагаемых на специалиста. В среднем оплата труда специалиста экономического отдела составляет $1,5-1,8 тыс. в месяц.

HR-менеджер

Как и в других сферах бизнеса, в строительстве менеджер по персоналу отвечает за комплектацию штата предприятия. Он организует работу с персоналом, разрабатывая систему мотивации. Кроме того, на сотруднике лежит ответственность за ведение документооборота кадровой службы. Однако строительные компании предъявляют ряд особых требований к кандидатам на должность HR-менеджера.

Динамичность строительства обусловливает целый ряд требований личного характера. Среди них – оперативность и ответственность. Дефицит персонала в этой области очень высок, и порой от работы кадровой службы зависит жизнеспособность проекта. Иначе его реализация может оказаться под угрозой срыва из-за элементарной нехватки рабочих рук.

Но для эффективности компании важна не только оперативность работы кадровой службы, но и ее качественные показатели. Поэтому работодатели отдают предпочтение HR-менеджерам, имеющим строительное образование. Ведь чтобы привлечь к работе настоящих специалистов, необходимо хорошо разбираться в профессиональных навыках кандидатов, говорить с ними на одном языке. “Не секрет, что менеджер по персоналу, пришедший из строительной компании или имеющий профильное строительное образование, будет успешнее подбирать специалистов для строительной отрасли, – считает Наталья Колокольцева, консультант по подбору персонала кадрового агентства “ЮНИТИ-СЭТ”. – Он сможет более грамотно и квалифицированно дать оценку кандидата на вакансию, уменьшив отток кадров из компании в дальнейшем”.

Кроме того, один из важных моментов при трудоустройстве на должность менеджера по персоналу – знание особенностей миграционного законодательства. Ведь одновременно с подбором персонала на руководящие и инженерные должности, которые требуют от кадровика знания особенностей их деятельности, значительная доля всего времени уходит на обеспечение проекта персоналом рабочих специальностей, который может набираться не только из Москвы и Подмосковья, но и более дальних регионов России, а также стран СНГ. При этом оформление трудовых отношений с иностранными гражданами обусловлено особенностями кадрового делопроизводства.

Уровень заработной платы специалиста во многом зависит от подхода компании к работе с персоналом. Так в небольших фирмах, где в обязанности инспектора по кадрам входит подбор персонала и ведение документооборота, работодатели предлагают заработную плату около $1,5 тыс.. Однако в крупной инвестиционной компании, в которой функции HR-отдела гораздо шире, зарплата руководителя может доходить до $10 тыс.

Юрист

На всех этапах строительному объекту необходима правовая поддержка. Юрист в строительной компании должен сопровождать весь процесс возведения недвижимости, от подготовки исходно-разрешительной документации до сдачи объекта в эксплуатацию. Кирилл Базилевский, директор российской юридической компании “Акцепт-НБ”, как особенность отмечает, что наиболее мощные корпоративные юридические службы сегодня существуют именно в крупных строительных компаниях и инвестиционно-строительных группах.

Правовое обеспечение деятельности бухгалтерии и финансовой службы, которое осуществляет юрист, требует составления, ведения и правовой экспертизы различных договоров. Поэтому специалисту потребуются знания в широком спектре направлений. Он должен быть знаком с особенностями кредитных договоров, долевого участия, страхования, подряда на выполнение различных видов строительных работ и др.

Среди требований к претендентам, помимо высшего юридического образования, – знание градостроительного и земельного законодательства. Нередко работодатели ждут от кандидатов на должность юриста специфических знаний. Например, все чаще компании сталкиваются с приобретением площадей сельскохозяйственного назначения. Как следствие, юристу необходим опыт оформления бумаг, связанный с изменением статуса земельного участка.

Одно из ключевых требований к соискателю – наличие навыков взаимодействия с представителями государственных структур. Роль юриста в согласовании и оформлении прав на объекты недвижимости очень важна. В ходе работы он представляет компанию перед различными учреждениями: это и бюро технической инвентаризации, и кадастровые органы, и регистрационные службы и др. Опыт взаимодействия с подобными инстанциями значительно ускоряет процесс строительства.

Предложение работодателей для специалиста юридической службы в среднем составляет $1,5 тыс. Юрист, обладающий всем набором необходимых знаний, безусловно, очень востребован на рынке труда, поэтому зарплата ведущего специалиста гораздо выше – $2,5-3 тыс.