Как сделать публичное выступление интереснее

Статьи

Не знаете, как заставить аудиторию себя слушать? Эксперты «Труда» дают советы, как привлечь внимание публики

90% успеха выступления зависит от самого оратора. Риторическое искусство — наука непростая, но ее основам может научиться каждый. Главное — следовать следующим советам.

Выступление должно быть подготовленным. «Некоторые рассчитывают на собственное обаяние и природный артистизм, но лишь немногим профессионалам удается блестяще выступить без предварительной подготовки, тем более если речь идет о деловом выступлении, где на человека возложена огромная ответственность», — считает руководитель отдела карьерного консультирования центра «Гуманитарные технологии» Анна Мухина.

Прорепетируйте перед зеркалом свой выход от начала и до конца. Заучивать текст не нужно: позабыв хотя бы одно слово, вы можете впасть в ступор, не в силах подобрать синоним даже к самому простому выражению. Полный текст доклада вам также не понадобится. Напишите на листке основные тезисы и порядок собственного выступления или сделайте специальные карточки, как делают все ведущие телевизионных ток-шоу. Говорите от себя: пусть ваша речь иногда будет не совсем гладкой, зато вы гарантированно добьетесь уважения и внимания аудитории.

Как известно, слушатели в первую очередь запоминают начало и конец речи, а потому самые важные и главные вещи следует проговорить сразу и обязательно повторить перед прощанием. «Лучше всего начать с краткого резюме, — советует Анна Мухина. — Представьтесь, а потом обозначьте тему своего выступления, сообщите, о чем вы планируете рассказать аудитории и сколько времени у нее отнимете».

Для оратора чрезвычайно важно первое впечатление, которое о нем составит аудитория: будьте энергичны и по-хорошему напористы. В зависимости от условий вы можете начать свою речь с небольшой шутки или комментария по поводу предыдущего выступления.

«Мне повезло: передо мной целый час вещал совершенно невозможный мужчина — мало того что он отнял у нас кучу времени, так еще и сыпал непонятными терминами, — рассказывает бизнес-консультант Денис Доступин. — Поэтому, оказавшись за кафедрой, я сказал, что не в силах описать ту радость, которая меня переполняет от того, что я наконец добрался до заветного места, а потом сообщил, что начать свое выступление хочу с интересной истории. Аудитория моментально проснулась и расслабилась».

Не забывайте об обратной связи с аудиторией. Если ваше выступление длится долго, вы обязаны менять его тон, характер и стиль хотя бы раз в 15 минут. Не бойтесь рассказать историю из практики или пошутить. Главное — со-блюдайте меру. История должна прийтись к месту, а анекдот — понят слушателями. Нет ничего хуже гробового молчания вместо ожидаемого взрыва хохота. Задавайте вопросы аудитории, попробуйте провести небольшой опрос, заставив неразговорчивых слушателей проголосовать с помощью рук.

Если обстановка позволяет, используйте средства мультимедиа. Даже если ваш отчет не включает цифр, графиков и диаграмм, вы можете вынести на слайды компьютерной презентации основные тезисы своего выступления, и это облегчит восприятие.

Вас должен видеть и слышать каждый слушатель. Не прячьтесь за высокие кафедры, не забивайтесь в угол сцены. Обязательно поработайте над жестами. Ни в коем случае не закрывайтесь от аудитории, скрещивая руки на груди или кладя их в карманы. Такими позами вы говорите слушателям, что вы их боитесь, и аудитория это уяснит. Руки по швам — также не лучший выбор.

«Я хорошо помню выступление своего коллеги, — говорит переводчик Юлия Карелина. — Он так волновался, что не знал, какую позу принять: он то ерошил волосы, то чесал нос, то закатывал рукава джемпера, то переминался с ноги на ногу. Потом стал играть с ручкой, уронил ее, полез под стол и не вылезал оттуда минут пять».

Держите руки на уровне живота, периодически усиливая слова движением то одной, то второй, либо возьмите в руки карточки, только сделайте их из плотной бумаги, иначе можете их измусолить до неузнаваемости.

«Очень важно поддерживать контакт глаз, — говорит Анна Мухина. — Вы можете выбрать себе одного слушателя и обращаться только к нему, либо, если аудитория большая, смотреть поверх голов на задние ряды».

Оденьтесь удобно. Лучше, если это будет уже ношенная одежда, иначе только что купленные ботинки будут жать, а в новом пиджаке не сможете свободно поднять руку. Выбирайте наряд соответственно аудитории. Ради исключительно делового мероприятия придется надеть костюм, а вот перед «креативной» аудиторией можно позволить себе что-то более раскованное.

Учитывайте уровень доходов ваших зрителей: не щеголяйте достатком, но и не забудьте о том, что перед состоятельной аудиторией вы тоже должны предстать в соответствующем облике, иначе не видать вам ее благоволения. И наконец, одежда не может затмевать собой все остальное, в противном случае половину вашего выступления слушатели будут обсуждать ваш внешний вид, позабыв о деле.

«Помню, мой преподаватель пришел на первую лекцию в двух свитерах: зеленый был надет под бежевый, — рассказывает студент Игорь Манцев. — Он также жевал зеленую жвачку, так что мы всю лекцию обсуждали, как долго он, наверное, выбирал себе жевательную резинку под цвет свитера».

Существует общеизвестное правило: если хочешь, чтобы тебя услышали и поняли, выступай первым, если хочешь, чтобы твое выступление запомнилось, говори последним. Так что, выступая вместе с несколькими ораторами, выбирайте время ближе к началу или концу мероприятия.

Если знаете, что перенервничаете, идите первым, только помните: вы во многом задаете тон всей конференции или совещанию. Выступая последним или предпоследним, примите во внимание тот факт, что слушатели к концу дня могут серьезно подустать, поэтому постарайтесь не мучить их чересчур сложной тематикой.

Карьерный совет дня

Учитесь выступать перед аудиторией

Не концентрируйтесь только на содержании. Чтобы лучше запомниться, выступайте в начале или конце мероприятия. Включайте слушателей в обсуждение, не забывайте о жестах и мимике, умейте подобрать одежду, соответствующую поводу.

Фото Photoexpress