Хроника агентства недвижимости: цена вопроса

Статьи

Мысль, подкинутая моим Воронежским коллегой, относительно дороговизны услуг агентства недвижимости переваривалась мною почти неделю. В результате сформировалось этакое эссе, посвященное «непосвященным». Вообще вопрос довольно тонкий – из чего складывается стоимость услуг риэлторов и кто ее формирует? И вообще, за что риэлторы «гребут» такие деньги? Не буду сейчас распространяться на тему «нужен риэлтор или нет», этот вопрос уже столько раз отполирован, что ничего существенно нового я не добавлю. Лучше покопаюсь в истоках подобной нелюбви и «классово-финансового неравенства». Хотя в моем понимании никакого неравенства не существует, т.к. есть спрос, предложение и цена вопроса. Но…

Несмотря на то, что заработная плата по стране со времен начала перестройки выросла в разы, комиссионные риэлторов продолжают оставаться камнем преткновения. Мол, много берете! Нет, не много, а адекватно. И не берем, а зарабатываем, каждый раз доказывая полезность каждого потраченного рубля. Я прекрасно понимаю, что, прочитав эти строчки, народ сразу обвинит меня в популизме и демагогии. Где это видано, чтобы труд посредника мог вообще называться трудом? Ты что, родной, сталевар или плотник? За что тебе платить-то?

В былые годы большинство населения СССР педантично приучали к мысли, что основа основ – пролетариат, он двигатель тяжелой промышленности, локомотив советской экономики и благополучия страны. Король цехов и строек, борец за план и урожай. Отсюда ему почет и уважуха, зарплата в разы больше чем у очкастого придурка-инженера или, не дай бог, какого-то там нотариуса, утонувшего в чернильных дрязгах. А то, что рабочий класс являл по своей сути полуобразованное стадо, искренне презирающее работников «бумажного» труда – это было нормально. И то, что пять лет в институте приводили к 120 рублям в месяц, а вечерняя школа при родном заводе минимум к 300, тоже в порядке вещей. И все было у пролетариев хорошо: вечернее пиво, забивание козла во дворе и т.п. радости не обремененной высшим образованием жизни, включая персональный «порожняк» размером 20 кв.м. в родимой коммуналке.

Обидно было только то, что любой более-менее стоящий товар надо было не покупать, а доставать. А «доставала», он и есть гнида-посредник, вызывающий классовую ненависть пролетариев своей причастностью к обладанию кусочка иной, недоступно-красивой жизни, где главными ценностями были не вобла на газете в пополаме с родимой косорыловкой в мутном стакане, а нечто иное. А потому плюющий в рожу всем кто ему не нравится, в том числе экс-ученику вечерней школы: сталевару и плотнику, посредник был ненавидим всеми фибрами души. Но, несмотря на свою ненависть, слесарь пятого разряда Вася шел на поклон к барыге, тряся трудовыми червонцами, заискивающе глядя в глаза ему в глаза, ан не понравлюсь, что тогда? Ненавижу его суку, а что делать? Моя-то тоже стенку как у соседа хочет… Кстати, почему большинство работников лопаты, станка и рубанка называют свою подругу жизни «моя» или «она»? Никто случайно не знает?

Пардон, отвлекся. Сравнивать по привычке агентство недвижимости с барыгой застойных времен по меньшей мере неуместно, мы не реализовываем дефицит из-под полы втридорога, а продаем услугу, как бы странно для многих это не звучало. Но, несмотря на прошедшие без малого четверть века, в большинстве небольших городов, щедро разбросанных по матушке России, агентство недвижимости обречено нести крест обители барыг-посредников, где нет места «достойному» человеку. Риэлтор он кто? Да никто, и звать его никак, а поди ж ты, денег хочет с меня слупить! Рабочей косточке, взращенной среди огня и лязга стали градообразующего предприятия тяжело воспринимать нынешнюю действительность, а большинство населения подобных очагов цивилизации так или иначе составляет граждане предпенсионного возраста, не сумевшие уехать за счастьем в большие города, и искренне не понимающие как это можно производить что-то кроме конкретной железяки. Услуга как товар здесь даже не рассматривается. На «перестроившихся» смотрят с презрением как на предателя Родины.

Москва – финансовая столица империи, здесь настроения иного толка. Здесь не нужны заводы или фабрики, потому что производство при столь дорогих расценках на транспорт и аренду земли банально не выгодно. И, как бы не хаяли агентство недвижимости обыватели, большинство из них прекрасно понимают, что 90% населения столицы (в том числе и они сами) работает именно в стандартных условиях офисного болота, являясь такими же барыгами, только за фиксированную зарплату: туризм, кондиционеры, канцелярщина, консалтинг, маркетинг, АйТи и т.п. хрень. Сидят от звонка до звонка, набивая на жопах целлюлит, треща без передыху в «одноклассниках», и впаривая друг другу наперегонки всяческий отстой. В оставшееся от «трудовой деятельности» время народ тупо зарубается по магазинам, замыкая этот товарооборот «дерьма в природе».

Наивно полагать, что работники агентства недвижимости составляют исключение из вышесказанного. Мы такие же люди как и остальные. Любим вкусно пожрать, сладко поспать, и желательно при этом ни хрена не делать. За одним исключением. Мы находим силы эволюционировать каждый день, ломая себя, заставляя работать на перспективу, ту самую перспективу, где понятие «от звонка до звонка» не существует, равно как и нет стабильной «получки», а есть лишь неопределенная муть, которая с каждой новой сделкой выкристаллизовывается в стабильное будущее. Уже одно это позволяет нам иногда быть безжалостным к клиентам, когда вместо размазывания розовых соплей по тарелке тщеславия, приходится быть жестким, порой жестоким, доказывая человеку, что он не прав в своих притязаниях не несбыточное. Потому что к себе мы еще более безжалостны, чем к остальным участникам этих квартирных забегов. Кстати, это отчасти вопрос на ответ “за что берем?”. Вот за эту самую постоянную ломку самих себя и берем…

Именно отсюда рождается стоимость услуг агентства недвижимости – мы создаем ее сами, находя компромисс между собственными желаниями и тем, сколько готовы платить нам граждане. Плевать на проценты, фиксированные комиссии и т.п. Здесь тот же принцип что и в расценках пресловутого сталевара: кто установил размер его зарплаты? Да никто! Просто какая-то комиссия при минтруда взяла среднюю ставку по стране для разнорабочих, прикинула какой-то коэффициент и посчитала, что он должен получать столько-то и все.

Полная аналогия. Агентство недвижимости считает что сегодня вознаграждение за его услуги не может меньше чем 2% от стоимости квартиры в Москве (в других регионах больше)? Значит так тому и быть. И сколько бы не кричали сторонники бесплатного труда: «Много берете!», все равно будем так же «брать» и дальше до тех пор, пока не произойдет очередной эволюционный виток ценообразования. А уж в меньшую или большую сторону – решит жизнь. Это и будет цена вопроса.

Фото: www.interfax.by