Что нам делать с СРО?

Статьи

Закон «О саморегулируемых организациях» вызревал в Думе в течении нескольких лет. В течение всего этого времени представители предпринимательских кругов и профессиональных объединений постоянно указывали авторам проекта, что предлагаемый ими вариант закона не содержит главной идеи саморегулирования. В готовящемся проекте закона были подробно расписаны процедуры и действия, которые должно проделать объединение бизнесменов для того, чтобы государство разрешило называться им саморегулируемой организацией , но ничего не было написано о том, от каких ВЛАСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ГОСУДАРСТВО ОТКАЗЫВАЕТСЯ И ДЕЛЕГИРУЕТ их этому объединению. Авторы проекта Закона понимали , что их проект , это игра в одни ворота, но предложить делегировать что либо из государственных полномочий, одновременно подходящее для объединений грузоперевозчиков, огранщиков алмазов, строителей, оценщиков и риэлторов они не могли или не хотели.

И вот закон о СРО принят в последний день работы Думы, через пару дней одобрен Советом Федерации и мгновенно подписан Президентом РФ.
Что мы там видим нового? Ничего. Нам предпринимателям предлагается взять на себя кучу дополнительных обязательств, выполнить массу организационных работ по перестройке своих организаций, оплатить создание и функционирование нового регистрационного и контролирующего государственного органа, в обмен … на почетное право НАЗЫВАТЬСЯ саморегулируемой организацией. И это все. Ничего не написано чего ради объединение предпринимателей должно менять свои правила работы, брать на себя дополнительные обязательства перед клиентами и государством провести сертификацию своих услуг и работ, создавать третейские суды, работать по жестким стандартам и материально отвечать за их нарушения?

Опыт саморегулирования бизнеса в странах с развитой экономикой, в которых государство рассматривает СРО предпринимателей, как основу организации и функционирования в определенных сегментах экономики, оказался полностью проигнорированным. Складывается впечатление, что власть вполне устроила декорация или имитация наличия СРО в российской экономике.

Однако это не так. Внимательное чтение Закона, и особенно многочисленных оговорок в различных его статьях, говорит о том, что данный Закон не декорация, просто он носит рамочный характер, а реальное государственное регулирование различных отраслей бизнеса последующими дополнительными законами и подзаконными еще впереди.

Идея построение «единой федеральной вертикали власти», очевидно, будет неуклонно продолжаться и в области управления бизнесом. После того как наиболее сильные и продвинутые объединения бизнесменов перейдут в статус СРО ( т.е наденут на себя предлагаемый им хомут) государство начнет дополнительными законами регулировать их работу (погонять в нужном направлении), одновременно создавая невыносимые условия для необъединенных в СРО остальных, неорганизованных представителей бизнеса и выдавливая их с рынка. Вполне понятно логика государственного управления, которое НЕ МОЖЕТ справиться с управлением тысячами мелких фирм , неконтролируемых, работающих по серым( а то и по черным схемам). Государство заинтересовано в виде СРО иметь крупного , хорошо управляемого бизнес партнера. Такое впечатление, что за разговорами власти о поддержке малого и среднего бизнеса стоит реальное желание построение экономики по южно корейскому варианту, где вся экономика страны держится на двух десятках сверх крупных компаний.

На сегодняшний день Российская гильдия риэлторов имеет практически все атрибуты, необходимые для регистрации в виде СРО. У РГР уже есть стандарты работы, центральные и региональные органы управления системой сертификации с обучением, инспекцией, контролем и страхования имущественной ответственности членов, есть даже третейские суды. Не хватает одного, завершения сертификации услуг всех ее членов, на что пятнадцатый съезд РГР отвел своим членам 2 года.

Последний Национальный Совет РГР прошедший в декабре 2007 года, оперативно рассмотрел новую, сложную ситуацию, сложившуюся в стране с принятие Закона и создал рабочую группу для подготовки решения РГР по определению процедуры перехода на работу в рамках СРО.

Трудно сказать, какое решение предложит Съезду РГР рабочая группа, но можно предположить, что РГР использует свой наработанный опыт реального саморегулирования для быстрого перехода в статус СРО с теми сотнями членов в почти тридцати регионах России , которые УЖЕ прошли сертификацию, в которых уже сейчас работает более четырех тысяч обученных и аттестованный агентов и брокеров, и предоставит остальным догонять уходящий вперед паровоз. Одновременно с этим будет продолжена и завершена работа по разработке КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ РГР, в соответствии с которой РГР начнет лоббирование в органах власти разумных подзаконных актов о деятельности «СРО Российская гильдия риэлторов».

Вице президент Российской Гильдии Риэлторов,
Руководитель Управляющего Совета общероссийской
системы сертификации брокерских услуг
А.Ф.Гусев