Бизнес на двоих

Статьи

Сейчас не самое легкое время для малого и среднего бизнеса. Однако, несмотря на это, частные предприниматели были есть и будут. Открытие своего дела всегда влечет за собой целый ряд проблем, вследствие чего большое количество новых предприятий закрываются в первый же год своего существования, так и не сумев наладить бизнес. Особенно сейчас – когда экономика переживает не лучший период.

Огромная конкуренция со старыми развитыми субъектами рынка и сильными новичками, недостаток опыта, недоверие потребителей к новым фирмам, оказываются подчас непреодолимыми препятствиями для успешного старта собственного дела.

Очень сложно развить бизнес с нуля в связи со столкновением интересов крупных и мелких компаний. Потребность в постоянном росте известных брендов фактически сводит на нет подавляющее большинство попыток становления небольших предприятий, а развитие их в прибыльное, конкурентоспособное дело и вовсе маловероятно.

Метод проб и ошибок, которым вынуждены пользоваться все новые предприниматели в поиске удачной бизнес-модели, крайне редко приносит желаемые плоды. Выходом из ситуации, когда неравная конкурентная борьба и другие сложности начинания бизнеса встает на пути открытия нового предприятия, есть все более популярная практика франчайзинговых сетей.

Франчайзинг – это готовый бизнес, который учитывает как интересы крупных представителей отрасли, так и малых предприятий. Он одновременно способствует развитию крупных брендов и дает возможность новым и уже существующим мелким предприятиям создать и развить свое дело в самые сжатые сроки.

Конкуренции с другими предприятиями одной и той же сети возможно избежать, тщательно рассчитав необходимую плотность франчайзи на территории. Одним из главных плюсов франчайзинга является возможность открытия собственного бизнеса даже тем предпринимателям, которые до этого никогда не работали в этой конкретной сфере или же новичкам в бизнесе.

Франчайзинг позволяет избежать первых шагов в ведении собственного бизнеса, недоверия потребителей к новому и неизвестному предприятию, исключить риски неправильного построения бизнес-модели. В настоящее время во всех регионах России присутствуют самые известные бренды, расширяющиеся с помощью франчайзинговых сетей.

Смысл франчайзинга заключается в том, что между двумя самостоятельными компаниями ведется сотрудничество на основе договора, при этом одна из компаний – франчайзер – предоставляет другой – франчайзи – разработанную систему ведения бизнеса, которая обеспечит новой компании успешный выход на рынок в самые сжатые сроки. Франчайзер при этом имеет возможность контролировать франчайзи, однако же, последний остается независимым предприятием, используя при этом технологии ведения и управления бизнесом, разработанные профессионалами и проверенные временем.

«Идея франчайзинга замешана на противоречивом единстве зависимости и в то же время независимости партнеров друг от друга. Зависимость обусловлена единством системы конкретного франчайзора, что отражается в контракте между ним и франчайзи. Независимость же обусловлена тем, что франчайзи является “суверенным” предпринимателем, ни в коей мере административно не подчиняющимся франчайзору. Многолетняя история франчайзинга показала высокую эффективность таких взаимоотношений», – отмечает Александр Майлер, член Совета Директоров Российской Ассоциации Франчайзинга, президент общественной организации «Российская ассоциация развития франчайзинга».

На практике франчайзинг регулируется договором о коммерческой концессии, при получении которого франчайзи вносит первый взнос за приобретение франшизы, после чего выплачивает периодические платежи за право пользования франшизой, получая взамен детальную инструкцию и всевозможную помощь в ведении бизнеса для получения максимальной прибыли в короткий срок.

Франчайзинговые отношения устанавливаются и регулируются договором франчайзинга. Нередко предметом договора франчайзинга бывает передача товаров или оборудования для производства, однако, наиболее распространенный – деловой – франчайзинг предполагает передачу пользователю прав на интеллектуальную собственность. Поэтому условия подписания договора франчайзинга регулируются положениями Руководства Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Договор франчайзинга имеет свои особенности. Главная из них – то, что франчайзи (передающий права правообладатель) не может быть физическим лицом. В роли франчайзера выступает только коммерческая организация. Франчайзи же (пользователь) может быть как юридическим, так и индивидуальным предпринимателем.

Договор франчайзинга с момента его подписания вступает в силу. Однако, если стороны согласовали иной вариант, то возможно вступление договора в силу и с иного момента. Регистрация договора франчайзинга происходит как договора коммерческой концессии. Пока договор франчайзинга не зарегистрирован, ссылаться на него в решении спорных вопросов стороны не имеют права.

К правами и обязанностям франчайзера, обусловленных в договоре франчайзинга, обычно относятся передача пользователю (франчайзи) документации, схемы ведения бизнеса, исключительных прав в использовании полученной франчайзи собственности. Франчайзи же, в свою очередь, обязан не разглашать секреты производства и другие полученные им ноу-хау, соблюдать данные франчайзером инструкции и следить за тем, чтобы качество товаров, производимых франчайзи по условиям договора, соответствовало качеству товаров или услуг, которые производит сам правообладатель.

В договор должны входить:

– Сумма первоначальных инвестиций и всех первоначальных платежей, метод исчисления и уплаты royalty;

– Список эксклюзивных территорий, предоставленных другим франчайзи;

– Описание ноу-хау;

– Конкретизацию технической и коммерческой поддержки, которые предлагаются франчайзером;

– Условия продления, прекращения или заключения соглашения о франшизе.

На практике каждый договор франчайзинга составляется индивидуально и содержит множество, зависящих от ситуации на рынке, месторасположения франчайзи и специфики предмета договора, деталей.

Франчайзинговая (вступительная) плата выплачивается в самом начале отношений, сразу после подписания договора. Выплаты роялти обычно производятся из расчета от объема продаж (от 0,5% до 30%), могут быть заложены в стоимость поставок товара от франчайзора к франчайзи, могут иметь фиксированные значения.

Бурное развитие франчайзинговых сетей привело к росту мошенничества в этой сфере деятельности. Обычно с помощью широкой рекламной компании мошенники создают видимость бренда, через объявления «Продам готовый бизнес».

В Интернете и прочих рекламных листовках распространяются предложения сотрудничества на самых выгодные для франчайзи условиях. Однако после того, как большее количество взносов собрано, они исчезают. Самым простым способом защиты от них является работа и подписание концессиального договора только с широко известными, давно работающими компаниями.

Но это далеко не все трудности, с которыми сталкиваются франчайзи.

Жанна Вартанова, управляющий отделом франчайзинга и развития компании «Баскин Роббинс» считает, что в России проблем, связанных с ведением франчайзингового бизнеса намного больше.

«К ним относятся: регистрация договоров в Роспатенте, субсидиарная ответственность, правовая незащищенность know-how франчайзера, непроработанные процедуры продления франчайзинговых договоров, отсутсвие механизмов защиты рынка от мошеннических схем, отсутсвие механизмов защиты рынка от непроработанных, «скороспелых» проектов и отсутствие программ государственной поддержки», – отмечает она.

В свою очередь, Владимир Гончаренко, управляющий директор F5 в Росси считает, что у франчайзинга есть огромные преимущества перед бизнесом «с нуля». По его словам, экономический кризис оказал позитивное влияние на ускорение темпов развития малого предпринимательства в России, а именно:

– 27% разорившихся компаний начинают инвестировать в новый бизнес, полностью меняя сегмент и стратегию развития;

– 11% компаний параллельно со старым направлением бизнеса начинают развивать принципиально новое;

– 32% частных лиц делают шаги над организацией своего собственного дела, выбирая франчайзинг либо бизнес «с нуля».

«Почему франчайзинг, а не бизнес «с нуля»? Франчайзинг подразумевает быстрое открытие собственного бизнеса, готовые бизнес-технологии, минимальные затраты на рекламу, маркетинг и логистику, постоянную поддержку и помощь клиентам, свою территорию ведения бизнеса, использование известного товарного знака и репутации, проверенный рынок потребителей, скидки на закупку товара, сырья и оборудования, а также быстрый доступ к кредитным ресурсам», – рассказал он на первой конференции по ритейл-франчайзингу ShopAndMall.

Если вы – начинающий франчайзи, то в первую очередь, вам нужно проанализировать и оценить:

– Планы франчайзера по ведению и развитию бизнеса (ценовая, логистическая, маркетинговая политика);

– Объем затрат на внедрение бизнес-технологии (ремонт помещений и т.д.);

– Условия программы обучения, предоставляемой франчайзером;

– Возможность подписания эксклюзивного договора на определенную территорию;

– Объем маркетинговой поддержки и рекламной политики.

Статистические данные по развитию бизнеса показывают, что за пятилетний период более 85% малых предприятий по тем или иным причинам заканчивают свое существование. За тот же период менее 12% предприятий, работающих в системе франчайзинга, были закрыты. Таким образом, из 9 вновь созданных франшизных предприятий только 1 прекращает свое существование.

Как и везде, у франчайзинга есть свои недостатки. Поэтому, прежде, чем выкупать франшизу, необходимо иметь о них представление.

Недостатки франчайзинга:

– необходимо иметь начальный капитал, иногда сумма для инвестирования весьма велика.

– существует категория людей, которым заниматься франчайзингом противопоказано в силу их чрезмерной самостоятельности.

– франшизный договор обычно заключается на относительно большой срок и не дает возможности бросить дело без существенных материальных потерь.

Если, прочитав это, вы все-таки хотите начать свой бизнес, минуя самые сложные первые шаги его становления, тогда франчайзинг – это ваш путь к малому и среднему бизнесу.

Фото: money.v-teme.com