Андрей Хромов:«Саморегулирование риэлторской деятельности неизбежно»

Статьи

Вопрос регулирования риэлторской деятельности со стороны государства, а также вопрос принятия Закона о риэлторской деятельности многие годы будоражит сознание профессионального сообщества в сфере недвижимости. Своими мыслями по данному вопросу делится член Правления Российской Гильдии Риэлторов (РГР), вице-президент РГР, председатель Управляющего совета руководящего органа системы добровольной сертификации услуг на рынке недвижимости Российской Федерации, вице-президент Гильдии риэлторов Московской области (ГРМО) Андрей Хромов:

С 1996 года по 2002 год было лицензирование риэлторской деятельности. Тогда для того, чтобы заниматься риэлторской деятельностью, было необходимо следующее: сотрудники агентства недвижимости должны были проходить обучение и сдавать экзамен специальной комиссии при лицензирующем органе, агентство недвижимости должно было страховать профессиональную ответственность, работать в легальном офисе, на основе договорной базы и др. Был целый ряд требований, которые устанавливали определенный порог входа в профессию. Заняться бизнесом в сфере недвижимости или работать агентом недвижимости было сложнее, чем сейчас.

На сегодняшний день законодательство не выставляет каких-либо требований к агентству недвижимости и сотрудникам за исключением общепринятых норм гражданского законодательства. Сейчас требования следующие: работа по закону, легальным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В общем-то и всё.

Понимая, что отсутствие определенного барьера для входа на рынок риэлторских услуг приведет к тому, что уровень гарантии и надежности таких услуг в результате снизится, Российская Гильдия Риэлторов (РГР) после отмены лицензирования риэлторской деятельности в 2002 году приняла решение о создании системы добровольной сертификации риэлторских услуг и зарегистрировала в Росстандарте Положение о данной системе. Система развивается уже более 17 лет по всей России.

Ключевыми элементами системы сертификации являются требования к агентствам недвижимости и их сотрудникам. Все они базируются на Национальном стандарте «Социально-ответственный бизнес «Риэлторская деятельность. Услуги брокерские. Общие требования». Этот стандарт предусматривает:

— аттестацию специалистов. Агентство недвижимости должно иметь в своем штате аттестованных сотрудников, которые один раз в три года должны подтверждать уровень знаний и сдают квалификационные экзамены. На сегодняшний день предусмотрено два уровня квалификации: агент по недвижимости и более высокий уровень – брокер по недвижимости;

— страхование профессиональной ответственности. Агентство недвижимости должно ежегодно страховать свою профессиональную ответственность в страховой компании;

— участие в системе внесудебного рассмотрения споров. Эта система позволяет потребителю риэлторских услуг до обращения в суд с претензией к определенному оператору рынка недвижимости обратиться в Комитет по спорам, где он сможет найти разрешение своей ситуации. Это очень важно. И это намного проще, чем судебное разбирательство;

— в системе сертификации услуг на рынке недвижимости существует целый ряд стандартов. Помимо Национального стандарта «Риэлторская деятельность. Услуги брокерские. Общие требования» существуют стандарты оказания риэлторской услуги, требования к агентам недвижимости, кодекс этики и другие.

Таким образом, агентство недвижимости, соответствующее стандарту и требованиям, при прочих равных, по сравнению с агентством недвижимости, которое не состоит в системе сертификации, обладает целым рядом дополнительных элементов, которые обеспечивают более профессиональную, надежную и защищенную, с точки зрения потребителя, услугу. Такие агентства недвижимости называются «сертифицированные агентства недвижимости».

На сегодняшний день полный перечень-каталог сертифицированных компаний можно найти на сайте Единого реестра сертифицированных компаний и аттестованных специалистов рынка недвижимости компания».