Американский и русский клиент: найди отличия

Статьи

Уважаемый коллеги! Только что опубликовала новую статью о недвижимости в русскоязычной Кливлендской газете “Проспект”, написав которую, озадачилась: не похожа ли наша оплаканная всем миром американская ситуация на положение в России?

Поскольку уже год не была в России, с коллегами сообщаюсь посредством Интернета и телефона, то – по привычке к осторожности суждений – не совсем верю своим глазам и сообщениям о том, что в России рынок продавца на время уступил место более нормальному, сбалансированному, а то и – о, ужас! – совсем ненормальному рынку покупателя. Пожалуйста, ознакомьтесь и поделитесь: оно похоже или не совсем? Заранее признательна. Итак (без изменений и купюр, с включением всей местной специфики):

Из обсуждения на форуме NERS.ru

О Доме. С Любовью…

Если бы я не была профессиональным риэлтором и аналитиком рынка недвижимости, я бы, наверно, тоже поддалась влиянию идеи, которую вполне успешно распространяют в Интернете, в серьезных и не очень журналах и в многочисленных газетах журналисты, экономисты, аналитики и «люди из народа» (обычно почему-то выступающие под псевдонимами). В различных блогах и форумах разного рода эксперты высказывают мнения, которые сводятся примерно к четырем положениям:
1) все везде плохо
2) дальше будет еще хуже
3) покупают сейчас только сумасшедшие
4) нехорошие риэлторы продолжают призывать покупать дома, несмотря на: см. выше.

Смакуя реальные и выдуманные подробности кризиса на рынке, жителям Америки пытаются внушить, на мой взгляд, абсолютно дикую мысль: дом – это не что иное, как простое финансовое вложение, а посему в условиях общенационального падения цен инвестировать в дома, мягко говоря, неразумно. При этом почему-то те же эксперты радостно рассказывают о том, что иностранцы, особенно англичане с их изрядно потяжелевшей валютой (не зря, видимо, меряется фунтами!) очень заинтересованно и активно скупают американскую недвижимость. Законспирированные «Люди из народа», правда, позволяют себе озабоченность: уж не случится ли, что бедные американцы так и не реализуют свою американскую мечту, а будут пожизненно арендовать жилье у нехороших иностранцев? «Распродают Америку!» – раздаются знакомые до боли возгласы. Так и чудится, что вместо личины Дяди Сэма вот-вот проявятся черты другого дяди – Дядюшки Зю…
Мои клиенты и коллеги считают меня хорошим риэлтором, может, еще и потому, что я настаиваю, что собственные дома (по крайней мере в Кливленде) – не средство обогащения. Для обогащения, особенно быстрого, люди обычно покупают акции, книги из серии «Как стать миллионером за одну ночь, не вставая с постели» или открывают «дот ком» бизнесы. Дома же покупают для жизни: подрастают дети, растет доход, а с ним и здоровые амбиции, создаются и распадаются семьи, кто-то получает новую работу, у кого-то, увы, случаются несчастья, кто-то – такое тоже случается! – считает, что проще переехать в новый дом, чем отремонтировать или просто отмыть старый…

Те из нас, кто изредка тратят время на просмотр американских телепередач, заметили, наверно, появление в недавнее время новой рекламы: «Время покупать!» – Национальной Ассоциации Риэлторов (к которой я имею честь – принадлежать и обязанность – платить ежегодные членские взносы). Для меня действительно большая честь называть себя Риэлтором, т.е. признавать более высокие профессиональные и этические стандарты и придерживаться профессионального Кодекса Этики. Тем не менее это не освобождает меня от права не соглашаться с некоторыми кампаниями родной Ассоциации.
Больше всего меня, жителя и честного консультанта по недвижимости г.Кливленда, коробят веселенькие заявления о том, что «по статистике, дома в Америке удваиваются в цене в среднем за десять лет». Передо мной каждый день разворачиваются истории о том, как, например, лучший офер, полученный в 2007 году очень добросовестным продавцом, чей дом содержится в образцовом порядке, был ниже (!) цены, уплаченной им 7 лет назад за пусть сильно переоцененный для района, но очень приличный дом, в который в течение этих семи лет постоянно вкладывались немалые деньги. Или о том, как продавцы вынуждены буквально доплачивать за продажу дома, купленного 3-5 лет назад. Ничего, кроме неудобства за то, что руководители моей уважаемой профессиональной Ассоциации ради красного словца поступаются правдой, это знание не вызывает. Правда же состоит в том, что все рынки недвижимости зависят от местных условий гораздо сильнее, чем от «общенациональных тенденций», «мирового рынка» и «глобальных взаимосвязей». Надо отдать должное, что даже на нашем Кливлендском рынке есть районы, в которых цены за последние десять лет действительно удвоились.

Если у Вас возникла реальная жизненная необходимость в покупке или продаже дома, пожалуйста, прежде чем принимать ответственное решение, проанализируйте рынок в конкретном районе, который Вас интересует. Пожалуйста, не верьте тем, кто кричит о том, что везде сейчас рынок покупателя, что везде все одинаково плохо для продавцов и одинаково хорошо для покупателей. Все рынки недвижимости зависят от местных условий и могут различаться от девелопмента к девелопменту даже внутри маленького городка, не то что в пределах графства или штата.

Сегодняшний Интернет богат доступными и бесплатными ресурсами информации о недавних продажах, о примерной рыночной стоимости домов, о ценах и тенденциях конкретных рынков. И хотя информация на сайтах типа Zillow становится немного аккуратней, в случае принятия серьезного решения лучше всего обратиться за советом и информацией к местному эксперту, специалисту по конкретному району, в котором находится Ваш дом. Я настоятельно рекомендую обратить внимание на сайт “Эксперт”