Консультант:
+7 (905) 545-96-73
Обмен квартир
Обмен с доплатой
Срочный выкуп квартир
Все виды сделок с недвижимостью
в Москве и М.О.

Новости

Налог на недвижимость мог бы спасти бюджет от дефицита (23.09.2010)

В условиях кризиса одна из основных проблем местных бюджетов, а именно тотальный дефицит, только усилилась. Во многих странах с этой проблемой предпочитают бороться с помощью единого налога на недвижимость. В России его изначально планировали ввести с 2008 года, но затем перенесли на 2010 год.

Однако теперь представители Минфина заявили, что ранее 2015 года ввести этот налог не удастся. Основная причина - необходимость преодоления последствий кризиса 2008 года.

Однако специалисты аналитического центра "IRN.RU" отмечают, что в таком обосновании есть очевидное противоречие. Дело в том, что согласно мировой практике на фоне кризиса налог на недвижимость обычно повышают.

Так, например, поступило руководство бывших советских прибалтийских республик, так же поступили и власти США – зачинщики нынешнего кризиса. Руководствуются они тем, что недвижимость должна принадлежать тем, кто способен ее содержать и обслуживать – иначе это дополнительное бремя ложится на власти. А власти в условиях кризиса, как обычно, испытывают дефицит бюджета и не только не готовы нести дополнительное бремя, но еще и начинают искать дополнительные источники дохода, а недвижимость – лучший из них.

Разумеется, повышая налог на недвижимость, руководство стран заставляет людей, неспособных обслуживать свою собственность и, прежде всего, дорогие дома и апартаменты, выставлять их на продажу. А увеличение объема предложения при низком спросе, безусловно, приводит к дальнейшему снижению цен на жилье. Впрочем, эта непопулярная мера как раз и способствует как ликвидации спекулятивного «пузыря», возможно имевшего место на рынке до кризиса, так и снижению затрат бюджета на приобретение квадратных метров для социальных и муниципальных нужд. И именно игрой на понижение российские федеральные власти активно занимаются весь последний год.

Тем не менее, в России пока сохраняется явный дисбаланс между ценами на квартиры и величиной налога на недвижимость. Так нередко справедливой стоимость жилья считается тогда, когда семья из 2х взрослых человек, откладывая половину своего совокупного дохода, может купить квартиру в течение 5 лет. Однако в России для того, чтобы семья смогла накопить на квартиру, необходим более длительный срок 10-15 лет, а в некоторых случаях и более. В этом смысле, жилье в России до сих пор, даже не смотря на снижение цен, трудно назвать доступным.

При этом, зачастую, величина налога на имущество составляет «копейки» – 50, 100, 200 рублей в год. Дело в том, что база налога на имущество рассчитывается по нормам оценки стоимости объекта, разработанным еще в советское время для Бюро технической инвентаризации (БТИ), тогда как налог на недвижимость должен был рассчитываться на основании кадастровой стоимости объектов недвижимости, которая приближена к реальным рыночным ценам. И если бы налог на недвижимость был введен, то доходы местных бюджетов могли бы серьезно возрасти, что крайне актуально, особенно в кризис.

Введение налога на недвижимость во многом облегчило бы существование многих регионов. Не удивительно, что впервые о введении этого налога Минфин задумался еще в 2001 году. Однако первое чтение законопроект о введении налога на недвижимость прошел лишь спустя 3 года. И тогда второе и третье чтения отложили до введения единого кадастра объектов недвижимости. Планировалось, что закон вступит в силу в 2008 году. И формальных причин для отклонения от графика не было. Так в 2007 году в большинстве регионов вступила в силу кадастровая оценка объектов недвижимости.

Но введение налога перенесли на 2 года. Возникает вопрос, кому это могло быть выгодно? Учитывая, что и региональные и федеральные власти формально должны были бы быть заинтересованы в реформировании налога на имущество и замене его на налог с недвижимости, единственными противниками остаются только потенциальные налогоплательщики. Однако повлиять на решение Правительства страны могли бы только крупные собственники недвижимости и земли, на которых предполагалось возложить повышенную налоговую ставку.

И, скорее всего, как в 2007 году, так и в этом году, перенос сроков вступления в силу налога на недвижимость был инициирован именно по этой причине. Ведь как в прошлый, так и этот раз, главным камнем преткновения, по словам представителей Минфина, могут стать представители Минэкономразвития, главной задачей которых всегда было ослабление налогового бремени на предпринимателей.

Примечательно в данном случае то, что если в годы экономического роста лобби добивалось переноса сроков всего на 2 года, то в эпоху кризиса и экономической нестабильности теоретическая дата вступления налога на недвижимость в силу переносится еще дальше – на 2015 год, то есть, по сути, на неопределенный срок. Так, по словам Сергея Разгулина, налог на недвижимость «в полном объеме будет собираться не ранее 2015 года». Конечно, для частных собственников это существенная поблажка, однако она может оказаться одной из основных причин сохранения завышенной стоимости жилья в стране и его недоступности для основной части населения.

Источник: Финам.info