Консультант:
+7 (905) 545-96-73
Обмен квартир
Обмен с доплатой
Срочный выкуп квартир
Все виды сделок с недвижимостью
в Москве и М.О.

Новости

Выживут ли торговые сети, если арендодатели не будут снижать цены? (02.11.2010)

"Беталинк", "Евросеть", "Букбери", "Красный куб", "Шоколадница" заявили о закрытии вплоть до 30% своих магазинов, а "Ригла", например, закрывает свою сеть социальных аптек. А в это же время на некоторых торговых площадях, принадлежавших ранее "Арбат Престижу", открываются магазины сети парфюмерии и косметики "Арбор Мунди". Кроме того, продолжают открываться новые торговые центры. На вопросы о том, как кризис повлиял на рынок торговой недвижимости и скажется ли это непосредственно на стоимости товаров и услуг нам ответил Марк Форвард, директор департамента коммерческой недвижимости компании Blackwood.

Какие сети, и каким образом скорректировали свои планы развития из-за кризиса?

На сегодняшний день в основном сети предпринимают следующие стратегии выживания: закрытие низкоприбыльных торговых точек, прежде всего в регионах, сокращение запланированного числа новых магазинов в 2009 г., сокращение раздутого персонала, и сокращение и/или удешевление ассортимента магазинов. Такие сети, как "Беталинк", "Евросеть", "Букбери", "Красный куб", "Шоколадница" заявили о закрытии вплоть до 30% своих магазинов, а "Ригла", например, закрывает свою сеть социальных аптек, которая работает на территории поликлиник и не приносит коммерческой прибыли. "Дикси" и "Виктория" заявили об открытии меньшего числа торговых точек в 2009 г. по сравнению с запланированным. Свои активы продает "Вестер" и "Дикая Орхидея", а "Кофе-Хаус" оптимизирует занимаемую площадь, сдавая лишние метры в субаренду магазинам. Также "Вестер" и X5 Retail Group объявили о сокращении персонала, а последний вдобавок намерен сократить ассортимент в своих торговых сетях до 50%.
Что в настоящее время происходит в сегменте торговой недвижимости Москвы?

В настоящее время на рынке торговой недвижимости в Москве ожидается открытие около 15 торговых центров, многие из которых планировались к открытию еще в конце 2007 г. Перед почти достроенными торговыми центрам стоит двоякая проблема. С одной стороны, существует большая вероятность того, что у девелоперов просто не хватит финансовых средств для завершения строительства. С другой стороны, существует проблема заполнения площадей арендаторами, многие из которых сворачивают планы развития. В этих условиях важным для ритейлеров становится вопрос об арендной плате. Последняя же в новых торговых центрах не становится ниже по ряду причин. Во-первых, арендодателям в настоящих условиях необходимо покрывать недостаток финансовых средств, во-вторых, новые торговые центры - это высококачественные торговые площади и новизна здесь воспринимается как определенный бонус. Помимо всего прочего существует такой имиджевый момент, заключающийся в том, что арендаторы, открывающие свои торговые точки в новых торговых центрах в условиях финансового кризиса, автоматически повышают свою репутацию в глазах потребителей и инвесторов. Соответственно, арендодатель учитывает этот момент при назначении арендных ставок в этих центрах.

Есть ли в пределах Москвы некие положительные явления: открываются новые магазины, расширяются сети?

Несмотря на финансовый кризис, рынок торговой недвижимости все-таки переживает определенное развитие. Так, например, на некоторых торговых площадях, принадлежавших ранее "Арбат Престижу", открываются магазины сети парфюмерии и косметики "Арбор Мунди". Кроме того, продолжают открываться новые торговые центры такие, как "Тройка", "Рио", "Метрополис", на март 2009 г. планируется открытие ТЦ "Филион" в Багратионовском проезде.
Что происходит с ценами на товары, которые не являются "товарами первой необходимости"?

В краткосрочном периоде, как видно в настоящий момент, ритейлеры придерживаются стратегии распродаж для того, чтобы расплатиться с поставщиками и кредиторами. В среднесрочной перспективе цены будут варьироваться в зависимости от финансовой ситуации конкретного ритейлера и покупательской способности населения. В целом, по сравнению с предыдущим периодом можно ожидать некоторое снижение цен на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, таким образом, что эта цена должна будет покрывать расходы ритейлера и оставаться привлекательной для покупателя.

Что, на Ваш взгляд, ожидает российскую розницу в 2009 г.?

2009 год будет сопровождаться снижением покупательской способности населения, что уже было зафиксировано Росстатом, с одной стороны, и оптимизацией бизнесов ритейлеров, т.е. закрытием нерентабельных точек, сокращением персонала, снижением товарного ассортимента, с другой. При этом наибольший удар примут на себя небольшие сети, которые рискуют быть поглощенными более крупными сетями, включая Wal-Mart, который довольно серьезно настроен выйти на российский рынок в наступившем году. Также уже почувствовали на себе сложности с поддержанием ассортимента и получением дополнительного финансирования на различные нужды магазины у дома, не входящие в сети и ориентированные на обеспечение потребностей узкой прослойки проживающих в квартале людей. При этом, площади тех из них, которые не смогут остаться на рынке, будут приобретены крупными игроками, например, X5 Retail Group. Таким образом, можно ожидать, что на выходе из кризиса московский ритейл окажется более консолидированным по сравнению с сегодняшней ситуацией.

Что происходит в настоящее время в сегменте фэшн в принципе?

Покупательский спрос на товары на одежду и обувь в целом снизился, при этом сегмент luxury пострадал более всего. Это произошло за счет того, что те потребители, которые ранее могли приобретать дорогие товары в кредит, сейчас лишились такой возможности и притока в этот сегмент в ближайшем времени ожидать не стоит. При этом сами модельеры высоких домов моды с целью оптимизации издержек переходят на использование более простых моделей, на создание которых уходит меньшее количество материальных и временных ресурсов. С этой же целью бренды средне- и низкоценового сегмента начинают переходить на использование более дешевых материалов.


Источник: PRO Недвижимость