Консультант:
+7 (905) 545-96-73
Обмен квартир
Обмен с доплатой
Срочный выкуп квартир
Все виды сделок с недвижимостью
в Москве и М.О.

Новости

Под чужой крышей (29.11.2010)

Какими бы тяжелыми ни были кризисные времена, всегда остаются люди, которые начинают свой бизнес. Снизить риски стартапа в некоторых случаях помогает покупка франшизы. Бизнес вроде бы свой, но уже проверенный

Запуск нового проекта в период экономического кризиса — решение трудное и должно быть взвешенным. Необходимо очень придирчиво оценить риски и по возможности снизить их до минимума. Иногда ради достижения этой цели имеет смысл пожертвовать частью своей свободы, купив франшизу и вступив в действующую сеть.

Разумеется, есть у такого вида партнерства и недостатки. В частности, предприниматель вынужден будет учитывать требования франчайзера, следовать принципам, установленным для сети в целом, в том числе соблюдать маркетинговую, ценовую и логистическую политику. Кроме того, полученная бизнес-стратегия, разработанная франчайзером, требует порой существенных затрат на внедрение и налаживание. При этом выйти из бизнеса быстро и срочно, как правило, невозможно из-за договора, заключенного на длительный срок.

Затяжные осложнения

В благоприятных экономических условиях успешные торговые сети могут активно развиваться с помощью собственных ресурсов, но в период кризиса они все чаще привлекают партнеров, готовых работать на себя, но под брендом франчайзера. «Многие компании сейчас прибегают к различным маркетинговым программам — делают скидки, формируют выгодные пакеты, однако пока нельзя сказать, что цены на франшизы снизились повсеместно, — говорит руководитель отдела разработки франшиз компании Deloshop Татьяна Никипелова. — Да, сети в определенной степени надеются на новых франчайзи, которые помогут развивать и расширять бизнес, но это все же не является для них самоцелью».

Активное привлечение партнеров не идет в первую очередь потому, что франшиза — это особенный товар. «Чем дольше он существует на рынке, тем больше объем интеллектуальной собственности, опыта и знаний содержит, — объясняет директор Школы профессионального франчайзинга Инга Рыкова. — И, следуя логике, франшиза должна со временем дорожать, а не дешеветь. Кроме того, франчайзеры вынуждены приспосабливаться к новой экономической ситуации, совершенствуя свои системы и распространяя новшества на партнеров, а это требует новых затрат».

Уникальность франшизы как товара состоит также в том, что она связывает компании, вроде бы юридически обособленные и самостоятельные, тесными деловыми отношениями. В период кризиса любой предприниматель, а особенно крупный, нуждается в надежных и серьезных партнерах, к тому же финансово стабильных. И именно поэтому большинство сетей не действуют по принципу «лишь бы продать», ведь с привлеченным единомышленником придется тесно сотрудничать. От того, насколько он ответственен и успешен, зависит состояние сети.

Не стоит забывать и о второй стороне медали. Компания, активно продающая франшизы, старающаяся во что бы то ни стало привлечь партнеров, заманивая их максимально выгодными маркетинговыми пакетами, вызывает много вопросов о ее собственной состоятельности. Это может быть сигналом о том, что она не совсем благополучна финансово и стратегически. К чему начинающему бизнесмену франшиза агонизирующей сети, да еще в кризис? Более того, легкое вступление новых компаний в общий бизнес неизбежно ведет к жесткой конкуренции между всеми франчайзи, что существенно осложняет развитие предприятия на первых порах.

Кроме того, в кризис партнеры нередко нуждаются в помощи друг друга. «Одно крупное агентство недвижимости, которое в последние два года развивалось именно посредством франчайзинга, столкнулось недавно с массовым отказом франчайзи платить роялти. Рынок недвижимости просел — спрос упал до минимума», — рассказывает знакомый риэлтер. Как бы ни была успешна марка, она не может приносить доход, если покупатель отказался от товара. В этом случае франчайзер рассчитывает на то, что головная компания окажет поддержку, предоставив отсрочку, а не обратится в суд и, как результат, обанкротит предприятие. Помощи можно ждать только от сильного партнера: лишь он будет содействовать и проявлять терпение, дожидаясь стабилизации финансовой ситуации, так как заботится о благополучии марки и сети в целом.

Итак, требования франчайзеров к потенциальным партнерам в связи с кризисом не снизились. Вместе с тем последний очень сильно ударил по малому бизнесу (за счет франшиз в России развивается преимущественно именно он), вынудив многих предпринимателей на время уйти с рынка. Означает ли это, что существенно упал спрос на франшизы? Специалисты уверяют, что о таких последствиях говорить преждевременно. «Деловая активность в целом снизилась — в этом смысле франчайзинговый сектор не исключение: несколько покачнулся спрос, многие предприниматели перешли в более низкую ценовую категорию, — замечает Татьяна Никипелова. — Ведь сейчас почти никто не привлекает кредитные средства на развитие и открытие бизнеса, а со своими деньгами деловые люди обращаются осторожно, много раз взвешивая все риски».

Возможно, существенный отток потенциальных франчайзи предотвратило значительное снижение ставок на аренду коммерческих площадей. По оценкам аналитиков, в Москве с начала кризиса стоимость 1 кв. м упала в среднем на 44%. Именно высокие цены ранее сдерживали развитие многих компаний и не позволяли ряду предпринимателей вступить в сети, предъявлявшие высокие требования к потенциальным партнерам. Эксперты рынка недвижимости прогнозируют дальнейшее увеличение предложения в секторе торговых и офисных площадей, что наряду с некоторым снижением спроса неизбежно приведет к падению цен. «Рынок действительно "остывает", и это дает возможность арендовать новые помещения по привлекательным ценам. С другой стороны, по многим действующим объектам ставки были зафиксированы на максимальном докризисном уровне или в валютных значениях (особенно распространено это в Москве) со всеми возможными последствиями для арендаторов, — замечает директор по развитию сети "Ростик'с KFC" Юрий Бабич. — В существующих условиях собственники помещений, как правило, готовы к снижению платы для операторов. Разумеется, не автоматически, а в результате переговоров». В разряд франчайзи все чаще попадают собственники невостребованных коммерческих помещений: не в силах больше содержать недвижимость, они задумываются о том, как можно зарабатывать на ней до окончания финансовых потрясений.

В то же время эффект от обилия удобных и соответствующих требованиям франчайзеров площадей по выгодным ценам нивелируется общим снижением деловой активности на рынке и, главное, падением покупательского спроса населения, продолжающегося уже восемь месяцев. И скорого улучшения ситуации ждать не приходится. Это необходимо учитывать, вступая во франчайзинговую сеть. «Некоторые компании, наверное, не самые благополучные, привлекая новых партнеров, стараются убедить их в том, что экономика постепенно стабилизируется и в самом скором времени можно ожидать посткризисного скачка развития, — говорит один из московских предпринимателей. — Их выкладки поражают воображение: о тех прибылях, которые заложены в их бюджеты на следующий год, не может быть речи еще как минимум пару лет. Необходимо очень критически подходить к расчетам, сейчас время самых сдержанных, даже пессимистических прогнозов относительно окупаемости и доходности».

Кому нужна франшиза

В кризис — впрочем, как и до его начала — особенно востребованными остаются самые дешевые франшизы в сфере мелкой розницы. Они наиболее доступны, часто не предусматривают роялти и не требуют крупных инвестиций. «Сегодня оптимально обращаться к возможностям, предоставляемым франчайзерами, если вы планируете открыть и развивать бизнес в сфере услуг — при наличии собственного помещения, — говорит консультант компании Sellbrand Денис Антипов. — Если же площади нет, можно выбирать франшизы, не предполагающие наличия офиса или магазина, а также позволяющие вести бизнес дома». Это могут быть автоматы по продаже лотерейных билетов, фотографические кабинки, риэлтерские и небольшие консалтинговые агентства.

Молодым предпринимателям, не имеющим глубоких знаний в интересующей их области, также имеет смысл начать бизнес именно с покупки франшизы. Партнеры научат: предоставят инструкции, руководства, помогут с отчетностью. Правда, найти такого франчайзера в кризис не так уж просто. «Обязательной формой поддержки является обучение, может быть оказана помощь в выборе места для размещения предприятия, консультации по внешнему и внутреннему оформлению, предусматривается участие в крупных рекламных кампаниях, маркетинговых мероприятиях и других партнерских программах», — говорит Инга Рыкова.

Если франчайзи сделал правильный выбор, он получит прибыль быстрее, чем самостоятельный бизнесмен. Однако в обмен на это он лишается самостоятельности, обязуясь действовать не только ради собственной выгоды, но и в интересах сети. Российский рынок франшиз развит пока недостаточно хорошо: недостает статистики, хромает законодательство, возникает много судебных споров и проблем на стадии заключения договоров. Вступающие в сеть не всегда достаточно хорошо понимают суть франчайзинга, не в состоянии верно оценить франшизу, рассчитать риски и соотнести свои ожидания с возможностями и конъюнктурой рынка.

Осторожно: подделка

При выборе объекта покупки готового бизнеса стоит проявлять осторожность: на рынке довольно много компаний, которые под видом франшизы просто пытаются продать свой не слишком ходовой товар. Это может быть все, что угодно: книги или DVD, косметика, «уникальные таблетки для похудания», БАДы и т. д. Естественно, ни о какой поддержке вашего бизнеса, обучении и рекламе речи в таких случаях не идет. Распознать псевдофраншизу несложно: часто здесь отсутствуют роялти и паушальный взнос, зато вам предлагают не только продавать товар, но и за вознаграждение привлекать новых франчайзи. Все это смахивает на сетевой маркетинг.

Есть и более оригинальные способы отъема денег. На сайте www.bank-franchising.info, к примеру, продают франшизы страховых компаний — цена предложения «всего» $6 тыс. По мнению участников страхового рынка, здесь речь идет о прямом обмане потенциальных «франчайзи». «Надо понимать, что для нормального функционирования страховой компании, кроме всего прочего, должны проводиться очень жесткий андеррайтинг рисков, принимаемых на страхование, применяться единые тарифные руководства для компании и ее филиалов, руководство СК обязано вести учет бланков строгой отчетности. Кроме того, страховая компания отвечает за действия филиала своим имуществом. Не совсем понятно, как данные процессы будут налажены при использовании франшизной схемы работы. Подозреваю, что "франшизное" предложение может использоваться умирающими компаниями, как один из способов заработать деньги и уйти с рынка», — считает Вадим Клементьев, гендиректор компании «Агрига».

Некоторые страховщики уверены, что речь идет не о продаже франшизы на создание СК, а о привлечении агентов для реализации продуктов. «Серьезная страховая компания никогда не станет подставлять свою лицензию под удар, ведь неизвестно, как такой "франчайзи" будет заключать договоры страхования и осуществлять выплаты. Известно, что взаимоотношения головного офиса и филиалов являются проблемой даже для крупных СК — возможен сговор руководителя и главбуха филиала с целью сокрытия страховых премий или "рисования" убытков. А поскольку филиал не юридическое лицо, то за его долги (обязательства) будет нести ответственность головной офис. Если кому-то очень хочется распространять страховой продукт — почему бы не стать агентом и жить на комиссию? Но для этого совсем не нужно платить $6 тыс.», — говорит Сергей Пыхтин, советник СК Prime Insurance.

На том же сайте можно приобрести и франшизу под интригующим названием «филиал банка»: «Хотите стать банкиром? Открыть собственный банк очень сложно. Но вы можете организовать у себя в городе филиал известного банка. Идеальный способ для этого — открытие филиала банка по схеме франчайзинга». Далее предлагаются около семи вариантов того, как стать владельцем или управляющим банком. «Ни филиал, ни отделение банк не продает отдельно от всей сети. Ни о какой "франшизе" в банковской сфере речь идти не может, — говорит один из банкиров. — То же самое и с постами управляющего и директора филиала — их нанимает банк через собственную службу персонала или кадровые агентства, но за трудоустройство соискатели не платят».


Инга Коростылева
Источник: «D`»