Консультант:
+7 (905) 545-96-73
Обмен квартир
Обмен с доплатой
Срочный выкуп квартир
Все виды сделок с недвижимостью
в Москве и М.О.

Новости

Кризисная отделка Обмен квартир с доплатой (29.11.2010)

Чтобы из "полуфабриката" — а именно в таком состоянии сдаются почти все столичные новостройки и коттеджи загородных поселков — получить уютное жилье, на ремонт и меблировку нужно потратить по меньшей мере еще 50% от уже вложенных в недвижимость средств. В период кризиса, когда цены на жилье падают, можно было бы ожидать, что и расценки на отделку и обстановку будут следовать тем же курсом. Но так ли это?

Интерьерная инвестиция

Один из дизайнеров рассказал, что незадолго до кризиса получил большой заказ на разработку интерьеров двухуровневой квартиры в одном из элитных домов в центре Москвы. Однако в конце октября клиент решил процесс притормозить и взял тайм-аут. Дизайнер было приуныл, но в марте заказчик объявился и процесс возобновил. Причем даже не стал пересматривать смету на ремонт в сторону уменьшения бюджета. Как он объяснил, ему потребовалось время, чтобы осознать происходящее вокруг и заново оценить свои силы. И он понял, что и в кризис жить можно, а жить в комфортабельно обустроенном доме даже нужно.

Подобные настроения клиентов отмечают многие дизайнеры интерьера (которые чаще предпочитают называть себя "декораторами"): если этот сектор рынка и замирал, то совсем ненадолго. А сейчас он и вовсе набирает обороты. У Натальи Масловой, например, три больших и интересных заказа, по уровню не уступающих докризисному. Да и у других не меньше. "Мы, как и все, готовились к приходу кризиса, но по удивительной для нас самих причине заказчиков не только не стало меньше, напротив, их стало больше,— говорит декоратор Марина Филиппова, один из руководителей компании D`Studio Style.— Сейчас, например, мы ведем два больших заказа в Подмосковье. Один — загородный дом в классическом стиле на 2 тыс. кв. м. Второй — коттедж на 300 кв. м. О деталях рассказывать рано, они в самой начальной стадии, скажу лишь, что клиенты отказывать себе ни в чем не собираются. Отличие от докризисного периода только одно: клиенты стали более вдумчиво относиться к созданию интерьера, планируют его если не на века, то надолго, ушла тяга к экспериментам, да и к дизайнерам они стали относиться более требовательно. Есть у нас и два текущих проекта в Санкт-Петербурге — особняк в черте города и квартира на набережной, тоже порядка 300 кв. м. И это только за последние два месяца. Приходят и новые клиенты, но мы просим их по возможности немного подождать: пока больше заказов вести одновременно мы физически не можем".

Точно так же считают многие члены Объединения декораторов интерьера России. Вот как они объясняют, почему число клиентов, заказывающих дизайнерский ремонт, только возрастает. В последние годы девелоперы очень активно возводили жилье и в Москве, и за ее пределами. А покупатели, соответственно, его приобретали, как для собственного проживания, так и в инвестиционных целях. Те, кто покупал жилую недвижимость исключительно в инвестиционных целях, далеко не всегда становились клиентами дизайнерских студий. С наступлением кризиса все изменилось: цены если и растут, то весьма умеренно, и рентабельно продать жилье совсем не просто. Разумнее переждать, а пока повысить капитализацию своих активов, выполнив в доме качественный ремонт и создав эффектный интерьер. Именно за счет этой категории покупателей недвижимости сейчас и расширился круг клиентов декораторов интерьера. Такую конъюнктуру рынка одна из дизайнерских компаний, дизайн-студия "АвКубе", даже превратила в своеобразный слоган: "Кризис закончится — интерьер останется". Объяснив таким образом, почему она не предоставляет скидок.

Скидка по-английски

Действительно, при обилии клиентов и об изменении ценовой политики, и о скидках вести речь было бы странно. Хотя, как говорит декоратор Лейла Улуханли, практически каждый клиент просит учесть, что на дворе кризис. И она по возможности учитывает: использует при расчетах не текущий курс евро — а в их компании принято вести пересчет на эту валюту, а более низкий. Причем, как ей кажется, уровень их заказчиков таков, что и разговоры о скидках они затевают скорее для проформы, потому что не собираются особо экономить на создании интерьера. Чего не скажешь о ее английских клиентах — а один заказ она сейчас ведет в Лондоне. "Там по разным причинам мы не смогли предоставить заказчику скидку, поэтому он попросил увеличить срок ремонта, чтобы продлить время финансирования проекта,— говорит она.— Любопытно, что наши российские клиенты, с которыми мы начали работать уже в кризис, с подобными просьбами пока не обращались".

Вообще цены на разработку дизайна помещения держатся примерно на том же уровне, что и до кризиса, и в разных компаниях колеблются в довольно широких пределах — от $30 за квадратный метр до ?100-120 и выше — в зависимости от сложности задачи, размеров помещения, а также опытности и статуса декоратора.

Некоторые компании предоставляют небольшие скидки. Так, дизайн-студия ОК предлагает сезонные весенние скидки 7% на дизайн интерьера и ремонт (их стартовые расценки на эти работы составляют $37 и $250 за 1 кв. м соответственно). В студии дизайна интерьеров Александра Батурина готовы сделать скидку 3% на дизайн квартир некоторых столичных новостроек (ЖК "Шуваловский", "Дом на Беговой", "Гранд Парк", "Дипломат на Мичуринском", "Аэробус", "Well House на Ленинском"). Видимо, они хорошо знакомы с особенностями этих зданий.

Впрочем, в большинстве случаев к вопросу о скидках подходят более гибко. "Некоторые мои коллеги — а это декораторы очень высокого уровня — снизили расценки до ?65-70 за 1 кв. м. против докризисных $100-110,— рассказывает глава дизайн-бюро Decoratrice Мануела Арапова.— Но ведь и валюта за это время заметно подорожала, так что в рублях расценки за их услуги остались на прежнем уровне, а то и выросли. Впрочем, жестких расценок на нашу работу, наверное, нет. Есть лишь некая планка, которую каждый выбирает для себя сам и ниже которой он за заказ не возьмется. Для меня это ?85-90. Если заказ мне будет интересен и с заказчиком мы найдем взаимопонимание, то на таких условиях я работать соглашусь".

Выше плинтуса

Иными словами, если цены на услуги дизайнеров и изменились, то очень незначительно. А вот расценки строительных бригад упали почти вдвое. Причина в том, что на рынке появилось много свободных рабочих, ранее задействованных на строительстве многоэтажных зданий и коттеджных поселков. Сейчас часть этих строек приостановлена, новые не начинаются — бригады ищут заказы и берутся за ремонтные работы. Впрочем, число бригад, работающих по лицензии, изменилось не сильно и их услуги не подешевели. Уровень же остальных приходится проверять на практике. Как рассказали в дизайн-бюро Decoratrice, одна из их клиенток так увлеклась этим процессом, что в феврале устроила кастинг, выбирая из восьми рабочих бригад. Поиск так ее раззадорил, что она распространила его и на отделочные материалы. Что, по мнению дизайнера, было явно лишним: дорогостоящие обои и паркет были закуплены еще до кризиса, а экономия на мелочах могла не лучшим образом отразиться на качестве ремонта.

При этом цены на строительные материалы уже миновали свой минимум. Так, стоимость материалов для черновой отделки (гипсокартон, пеноблоки и прочее), которая еще в ноябре—декабре радовала своим "кризисным уровнем", теперь ежемесячно увеличивается примерно на 5%. Поэтому дизайнеры своим клиентам, которые планируют приступить к ремонту в ближайшие год-полтора, советуют их покупать сейчас: дальше будет только дороже.

С чистовой отделкой, для которой используются преимущественно материалы импортного производства, дело обстоит еще сложнее. "С одной стороны, многие салоны сейчас предлагают скидки до 20% на обои или, скажем, паркет категории "люкс",— рассказывает Наталья Маслова.— Но предлагается такая скидка либо на позапрошлогодние коллекции, которые сейчас не всегда актуальны, либо на остатки партий. Поэтому в большинстве случаев наших заказчиков эти скидки обходят стороной. Более того, те же самые салоны, которые еще год назад планировали закупать у своих поставщиков новые, недавно появившиеся на рынке материалы, от этого отказались. Поэтому приходится их закупать непосредственно у производителей, выписывая их по каталогам. А это совсем другой уровень цен и большие сроки доставки".

Отечественные товары декораторы использовать и хотели бы, да не получается: качеству дизайнерского ремонта они никак не соответствуют. А если и соответствуют, то стоят очень дорого. "Например, цена достойного уровня крашеных дверей российского производства начинается от 50 тыс. рублей,— поясняет Мануела Арапова.— На потоке их не делают, а выпускают штучно в столярных мастерских, на заказ. Те же, что дешевле, не проходят по качеству: они выполнены из МДФ. До недавнего времени я своих клиентов ориентировала на хорошие итальянские двери, которые стоят около ?800. Что по нынешним временам тоже дорого. К счастью, сейчас появилось неплохое кризисное предложение — вполне качественно сделанные испанские крашеные двери за ?350. Мне искренне жаль, что отечественные производители не пользуются моментом, ведь кризис — это лучшее время заявить о себе. Пожалуй, единственное исключение — это плинтусы. Еще совсем недавно хорошие буковые плинтусы шире 8 см в России не выпускались. А любой декоратор скажет, что в большинстве интерьеров они не смотрятся — нужны более широкие, 10 или 12 см. Приходилось заказывать их из Англии. И вот буквально на днях я узнала, что их начали производить и в России. И очень приличного качества. Причем по ценам почти втрое ниже английских". Можно, конечно, сказать, что все это мелочи, но все они влияют на стоимость ремонта.

Ремонт с иголочкой

Последняя стадия преобразования жилого пространства — меблировка и декорирование. Сэкономить тоже не удастся, скорее, наоборот, используемая в таких интерьерах мебель по тем же причинам, что и отделочные материалы, в основном иностранного производства и заказывается под определенный проект по каталогам. А уже после начала кризиса ввозные пошлины на нее повышались дважды — под Новый год и в апреле. Менять же ее на более дешевые аналоги (которые еще надо найти) на этой стадии воплощения проекта очень сложно.

Впрочем, если бюджет не позволяет до конца реализовать первоначальные задумки, а возможности тянуть ремонт дальше нет, приходится делать невозможное. Так, например, случилось с заказом, который дизайн-бюро Decoratrice начало выполнять еще до кризиса. Согласно первоначальной идее, предполагалось сделать детскую в классическом стиле. Под него заранее заказали позолоченно-полосатый комод и приобрели дорогую, подчеркивающую стильный интерьер картину. Такими же дорогими и изысканными должны были быть и остальные детали. Но вышло иначе: выделенные на ремонт средства сильно урезали, поэтому концепцию комнаты пришлось менять на ходу, призвав на помощь фантазию и декораторские умения. В итоге на осколках классики вырос причудливый современный театральный микст, сотворенный буквально из подручных средств. Например, ножку для торшера приобрели в бюджетной ИКЕА, один абажур — в еще более бюджетном хозяйственном магазине, второй — в магазине "Красный куб" и хитроумно задекорировали их, в буквальном смысле с иголкой в руках. Вместо дорогого гобелена появились подушки, а еще много рамок и цветов — и комната очень понравилась ее хозяину. Хотя и получилась совсем не похожей на ту, которая задумывалась первоначально.

Впрочем, такое кризисное декорирование скорее исключение, нежели правило. Заказчики, попавшие в непростую финансовую ситуацию, чаще соглашаются подождать и растянуть ремонт, чем что-то кардинально менять в уже почти созданном интерьере. А еще чаще идут на то, чтобы отложить покупку заключительных деталей отделки жилища до лучших времен. Не зря галерейщики в один голос уверяют: уже почти полгода как остановились продажи живописи и других произведений искусства. А ведь до недавнего времени на их приобретение отводилось до 10% стоимости ремонта.

Таким образом, если суммировать всю эту информацию, получается, что сейчас дизайнерский ремонт обойдется дороже, чем до кризиса. Впрочем, полгода, прошедшие с начала кризиса, слишком небольшой срок, чтобы делать выводы. У клиентов, которые обратились к дизайнерам осенью, преобразование жилья еще только вышло из стадии бумажного проекта и основные расходы еще впереди. Так что точнее подсчитать, сколько стоит "кризисное" преобразование пространства, можно будет не раньше чем через год.


Наталия Павлова-Каткова
Источник: Коммерсантъ