Консультант:
+7 (905) 545-96-73
Обмен квартир
Обмен с доплатой
Срочный выкуп квартир
Все виды сделок с недвижимостью
в Москве и М.О.

Новости

Где заканчивается ответственность девелопера? (09.11.2010)

В последнее время в СМИ не раз упоминалась ответственность девелопера перед покупателями жилья, ворошились страшные истории о невыполненных обещаниях и обманутых дольщиках. Как обстоит ситуация с ответственностью застройщиков на самом деле? Портал Dometra.Ru обратился к обеим сторонам, чтобы выяснить, как оценивают ситуацию девелоперы и их соинвесторы.

Ответственность девелопера перед соинвесторами — понятие, которое каждый трактует по своему усмотрению. Для кого-то это выполненное итоговое обещание — предоставить квартиру объявленного метража, с крышей и стенами, и отдать ее за те деньги, которые запрашивались в момент заключения контракта. Для кого-то к этому обязательству прилагается еще и обязанность сделать свою работу качественно и в срок. Для самых честных и исполнительных — не нарушать условия договора в процессе строительства, ориентироваться по потребности будущих жильцов при принятии решений, по возможности точно и без прикрас рассказывать о ходе строительства и его сроках.

Но с такой «ношей» справится не каждый, вот и множатся в сети Интернет истории о том, как дольщики ждали обещанного пять лет сверху срока окончания строительства, получили каменную коробку с многочисленными изъянами (продуваемые оконные рамы, плохие батареи и т.д.). Застройщики же только руками разводят — сроки строительства, по их словам, не всегда зависят от компании. А уж о сроках получения свидетельства о праве собственности и говорить не приходится, тут многое зависит от муниципальных властей, которые не любят торопиться.

Еще один «популярный» тип невыполненных обещаний — инфраструктура объекта, которая должна возводиться или во время, или сразу после завершения строительства самого объекта. Обычно девелопер обещает соинвесторам школу, магазин, аптеку и удобную транспортную развязку. На практике же нередко магазин открывается, но не тогда и не там, школа остается проектом, аптека появляется в отдаленном торговом центре, а уж транспортной развязки недалеко от дома некоторые соинвесторы ждут до сих пор, хотя прошло уже больше семи лет с момента завершения строительства объекта.

Однако не будем сгущать краски — какой бы печальной ни казалась нам социальная обстановка на рынке недвижимости, следует помнить о том, что «средней температуры по палате» не существует. И помимо «социально безответственных» девелоперов, живущих от проекта к проекту, есть компании, готовые отвечать перед покупателями по всем пунктам подписанного договора, и работать с ними, как с реальными соинвесторами.

Таких компаний пока немного, если оценивать по общему количеству компаний-застройщиков в России, однако они есть, и информация о них быстро распространяется среди потенциальных покупателей жилья. Так, на форумах, посвященных новостройкам, часто можно встретить сравнения разных застройщиков и замечания наподобие «этот дом строит компания N, вполне вероятно, что они закончат его вовремя — хорошая, стабильная компания, срывов за ней не отмечено». Это говорит нам о том, что в российском обществе постепенно формируется понятие репутации застройщика, не только в разрезе финансовых показателей и готовности платить по кредитам. И недалек тот день, когда выбор при покупке квартиры будет сделан в пользу застройщика, выполняющего свои обещания.

Мы обратились за комментариями к Филиппу Портнягину, заместителю генерального директора Инвестиционного агентства недвижимости «КОНДР», которое уже со старта своего проекта «Салтыковка-Престиж», выделило ресурсы на создание онлайн-площадки для общения с дольщиками:

«Общение с дольщиками помогает выявить острые для них вопросы, ведь в конечном счете дольщики, а не девелоперы будут жить в застраиваемом жилом комплексе. При проектировании наших объектов мы проводили разнообразные исследования потребностей потребителей, поэтому сам проект не вызывает у дольщиков желания вносить какие-либо изменения. Замечания дольщиков носят, как правило, более частный характер — перепланировки, тендер компаний, которые в будущем будут предоставлять весь спектр услуг жителям».

Сегодня представители компании уверены, что приняли верное решение, предоставив своим дольщикам возможность участвовать в судьбе проекта: чем меньше недовольных дольщиков у компании сегодня, тем больше потенциальных покупателей завтра, особенно в разгар кризиса, когда многим компаниям пришлось обернуться «лицом» к своим клиентам.

«Нам пока трудно оценить эффективность социального девелопмента, как известно, эффективность всевозможных социально направленных инициатив проявляется не сразу, а лишь спустя определенное время. Однако, уже сейчас мы видим положительные реакции со стороны клиентов. Например, установка веб-камер с возможностью в режиме он-лайн, следить за работами на объектах пользуется большой популярностью среди дольщиков. В данный момент, например, активно обсуждается провайдер телекоммуникационных услуг, к которому будет подключен поселок», — говорит Филипп Портнягин.

К сожалению, сегодня сами соинвесторы не готовы выбирать себе застройщика «по репутации», и в конечном итоге решающими доводами оказываются характеристики будущего дома, а не надежность компании-застройщика. В дискуссиях, как «живых», так и «виртуальных», в сражении между хорошей репутацией и красивыми обещаниями последние довольно часто выигрывают — русские покупатели готовы вкладывать деньги в сказки, и не всегда готовы к честной и открытой позиции со стороны застройщика. Даже объяснения экспертов о невыполнимости тех или иных обещаний компании не отпугивают упрямых оптимистов. Означает ли это, что отчасти и сами дольщики виноваты в сложившейся ситуации, иными словами, обманываются те, кто хочет быть обманутым?

Эксперты уверены: «цивилизовать» рынок усилиями одних лишь девелоперов, пусть даже и готовых перейти на европейские стандарты ведения бизнеса, невозможно. Нужно ответное движение со стороны дольщиков, их готовность к открытому и честному партнерству, к голосованию «рублем» за девелопера с безупречной репутацией.


Источник: Дометра